Закончились длинные новогодние каникулы, а впереди – ответственный и долгий рабочий год. Всем, кто занят трудовой деятельностью, первые недели довольно тяжело быстро набрать прежний темп и качественно включиться в рабочий процесс.
Однако дела не ждут, да и руководство требует от подчиненных неукоснительного исполнения обязанностей. Чтобы обе стороны в конечном итоге остались довольны, рекомендуем воспользоваться советами психолога, которые в этой ситуации будут очень кстати и тем и другим.
Почему нет сил и желания работать?
Понять причину медленного темпа работы в первые дни вполне возможно. Ведь столько дней отдыха настроили наш организм на совершенно иную волну, кардинально отличающуюся от привычной в течение года. Большинство из нас перешли на режим дня, зачастую не подчиняющийся какой-либо логике: много сна, бесцельного лежания на диване и просмотра бесконечного количества фильмов и концертов, поедание вредной еды и всего того, чего мы были лишены целый год. И если к концу «каникул» мы уже начали заботиться о нормальном ритме сна и бодрствования, правильном питании, то психологический настрой на работу – это последнее, о чем думаем. Конечно, есть люди, которые провели отдых с пользой: много гуляли на свежем воздухе, путешествовали, посещали различные культурные площадки, но даже им перестроиться тяжело, так как мозг на десять дней был переключен на режим отдыха и желания «ни о чем не думать».
Кто может помочь?
Как ни крути, но придя на работу, позволить себе чуть-чуть полениться могут многие, но только не руководители. Ведь именно от их личного примера зависит, насколько быстро закрутится механизм, который позволит достичь наиболее оптимального результата. Современный управленец должен четко понимать, что высокие показатели возможны только тогда, когда процессом занимается команда единомышленников, которые четко знают цель и видят пути к ее достижению.
Одним из важнейших факторов формирования команды является благоприятный психологический климат в коллективе. Но создать его искусственно невозможно, поскольку это живой организм, который образуется и существует за счет различных связей между людьми, в том числе неформальных. Хорошо, когда в организациях регулярно проводятся различные мероприятия, позволяющие сплотить сотрудников. Обычно это является нормой для крупных предприятий, когда приглашаются тренеры или психологи, специально проводящие такую работу. Но если речь идет о малых организациях, где нет возможности привлекать специалистов со стороны, то решить этот вопрос тоже можно. Так чем же первые рабочие недели не повод, чтобы объединить всех?
Ведь вместо того, чтобы требовать от подчиненных быстрого включения в работу, которого по большому счету все равно не получится, можно провести тренинг на сплочение, который в конечном итоге принесет больше пользы. Возникает вопрос, а кто же его будет проводить? Если речь идет, например, об образовательной, социальной или медицинской организации, то в них, естественно, есть специалисты, в полной мере владеющие специальными техниками, для которых не составит труда провести подобное мероприятие. Если взять любую другую организацию, то в ней, как правило, существует профсоюз, в котором есть активисты, готовые помочь своему коллективу в любом вопросе. Для того чтобы сплотить коллектив, не обязательно быть профессиональным психологом, достаточно иметь желание принести пользу людям и общему делу и выделить для этого совсем немного времени. Один час неформального взаимодействия в начале года может принести столько пользы, сколько и не было запланировано вовсе.
Как это сделать?
Все зависит от конкретного коллектива и тех устоев, которые существуют в организации. Конечно, есть службы, в которых четко регламентирован порядок взаимодействия, но стоит помнить, что людям важно оставаться людьми в любых ситуациях, а не быть роботами, четко отрабатывающими свои условные часы. Например, можно провести привычную планерку за чашкой чая или в формате круглого стола, уделить немного времени беседе о том, у кого и как прошли выходные. Такой подход может слегка удивить коллег, но на то и рассчитан подобный шаг – привнести нечто необычное, что меняет взгляд на возможности коллектива. Если этот вариант выглядит слишком консервативным, то можно использовать более современный подход и организовать «фотосушку» на тему зимнего отдыха, попросив сотрудников стать ее участниками. Наверняка будут люди, которые впервые узнают что-то о семьях коллег, их интересах и увлечениях, а кто-то даже сможет найти единомышленников.
Вариантов масса, и чем необычнее для вашего коллектива будет процесс неформального общения, тем больше новых связей возникнет.
Если все-таки для организации такой формат неприемлем, то тогда возможно проведение специально разработанного тренинга на сплочение коллектива. Сегодня Всемирная сеть позволяет любому пользователю иметь доступ к качественным разработкам, поэтому подобрать материал с учетом различных пожеланий к целям может каждый желающий. Такие мероприятия несут в себе массу положительных впечатлений и хорошее настроение, что позволяет сотрудникам приходить на свое рабочее место с удовольствием, зная, что они в первую очередь взаимодействуют с людьми, а не с бумагами и цифрами. Ни для кого не секрет, что в современных условиях это очень актуально. Для мудрого руководителя это возможность не только показать свое бережное и уважительное отношение к коллективу, но и направить усилия на решение конкретных производственных задач и имеющихся проблем. Большой плюс – если начальник и сам включается в такой неформальный процесс и становится участником происходящих событий. Этот факт никоим образом не разрушит представление о нем как об управленце, а наоборот позволит повысить свой уровень как лидера и успешного человека.
Здесь приведено всего несколько вариантов того, как начать новый рабочий год, чтобы получить хорошие результаты. Важно понять, что потребность в сплочении коллектива может и должна возникать не только у руководителя, но и у любого другого члена коллектива. Современные трудовые отношения позволяют всем вносить на рассмотрение различные предложения, а те, что касаются создания команды, успешный руководитель будет рассматривать в первую очередь.
Психологический комфорт в организации является серьезной мотивацией и стимулом трудиться с большей отдачей, а значит, его созданию важно уделять как можно больше внимания. Поэтому начинайте рабочий год активно и с хорошим настроением! Успехов вам!