Третья вылазка глиняного великана: «Голем, как он пришел в мир»

Опубликовано: 2020-07-04 03:03:04



«Голем, как он пришел в мир», снятый в 1920 году, стал третьим фильмом о глиняном гиганте Големе в фильмографии Пауля Вегенера. Предыдущие два: «Голем» (1915 год) и «Голем и танцовщица» (1917 год) не имели однозначного успеха, о третьей картине, ставшей самой известной экранизацией еврейской легенды, рассказывает Элина Позднякова.

Фильм примечателен так же тем, что является одним из первых значительных примеров киноэкспрессионизма — направления, активно развивающегося в Германии в начале XX века. Немецкий киноэкспрессионизм стал откликом на послевоенное время, когда людям хотелось уйти от пугающей реальности посредством создания своей субъективной картины мира. Мистика, интерес к внутреннему «я», искажение действительности, фатализм – вот основные черты киноэкспрессионизма, и многие из них нашли отражение в «Големе».

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

В основе сюжета – легенда о Пражском Големе (от ивр. «гелем» – необработанный, сырой материал), старинное еврейское сказание о глиняном великане, созданном праведным раввином Львом. Узнав о намерениях императора изгнать евреев из гетто, раввин обращается к темным силам и оживляет глиняную статую, благодаря силам которой евреям удается сохранить свои земли. И все бы хорошо, но в какой-то момент раввин теряет контроль над своим созданием, что чуть не оборачивается концом для всего гетто.

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Роль Голема исполняет сам Вегенер, наделяя своего персонажа удивительно-пугающей мимикой. Помимо глиняного изваяния, в картине фигурирует раввин Лев, напоминающий скорее средневекового волшебника и мага, чем священника, и его красавица-дочка, в которую влюбляются все до единого: самодовольный посланник императора, слуга раввина, и даже сам Голем испытывает к девушке неоднозначные чувства. Остальные герои носят скорее второстепенный характер, изображая жителей еврейского гетто и гостей императорского «Фестиваля Роз». Несмотря на то, что фильм экранизирует религиозное сказание, Вегенеру удалось наполнить картину мистикой и даже элементами хоррора. Одна сцена сотворения Голема чего стоит: тут и безтелесый дьявол, и клубы дыма, и полыхающий магический круг. При этом, сам Голем вызывает скорее сострадание, чем ужас – уж больно милым вышел глиняный великан, который недоумевает, почему от него все шарахаются. Но в любом случае, Голем стал одним из первых «монстров» на киноэкранах, положив тем самым начало новому типу киногероев.

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Отдельного внимания заслуживает художественное решение фильма. Картину нельзя назвать черно-белой – черный цвет здесь перемежается с зелеными, синими и красными тонами, отчего создается впечатление, будто смотришь театральную пьесу в свете прожекторов. Театральности фильму придают и характерные для киноэкспрессионизма декорации – еврейское гетто, императорский дворец – все лишь отдаленно напоминает реальность, создавая особый, таинственный мир. Музыкальное сопровождение в этом мире играет важную роль: с его помощью передаются эмоции героев и поддерживается необходимая атмосфера напряжения. Монтаж и спецэффекты для фильма 1920 года на уровне — задымление, смена ракурсов, даже соединение двух разноплановых сцен.

Посмотреть «Голема» стоит хотя бы затем, чтобы познакомиться с сюжетом классической еврейской легенды. Ну а для любителей киноискусства «Голем» – настоящая находка, ведь это один из первых хорроров про созданное человеком чудовище, отголоски которого потом можно будет найти, например, в различных экранизациях «Франкенштейна».

Download Premium WordPress Themes FreeDownload Best WordPress Themes Free DownloadDownload WordPress Themes FreeDownload WordPress Themes Freefree download udemy coursedownload huawei firmwarePremium WordPress Themes Downloadudemy paid course free download

Related posts