Светлана Дубинина: «Я пишу музыку красоты и позитива»


012

К счастью, земля российская не перестала рождать ни «собственных Платонов», ни «быстрых разумом Невтонов».  И Гатчинский район в этом не исключение. Ведь именно здесь раскрылся многогранный талант Светланы Дубининой – преподавателя теоретических дисциплин гатчинской ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова, Заслуженного работника культуры, поэта, композитора и исполнителя, настоящего певца и патриота Гатчины.

Заслуженный работник культуры РФ В.Б. Кузнецов в предисловии к сборнику произведений композитора «Славься, Гатчина!» написал: «Автор сборника Светлана Дубинина – жительница Гатчины с 1966 года. Она бесконечно влюблена в наш город и его людей, в его архитектуру и природу, а потому всё время воспевает Гатчину своей музыкой и стихами. Её новый сборник песен о Гатчине – это своеобразный подарок любимому городу к его юбилею».

Светлана Евгеньевна, Вы помните, как всё начиналось?

— Конечно. Музыкой я занимаюсь с восьми лет. Сначала во Владивостоке, потом в Волхове, где окончила музыкальную школу. Поступила  в  музыкальное училище им. Мусоргского в Ленинграде на фортепианное отделение, но перешла на теоретическое. Потом – консерватория. Одновременно  начала  работать  преподавателем  теоретических  дисциплин в гатчинской вечерней музыкальной школе на улице Чкалова.

Позже наша школа переместилась на Красноармейский проспект под названием ДМШ №2. Затем была преобразована в гатчинскую Детскую школу искусств, а  потом объединена со всем известной музыкальной школой  им. М.М. Ипполитова-Иванова. Теперь мы – единая Гатчинская Детская музыкальная школа, где я работаю с 1970 года, уже 48 лет.

Музыкальная школа на Красноармейском

Музыкальная школа на Красноармейском

После окончания консерватории меня назначили руководителем теоретического отдела школы, затем – руководителем методического объединения Гатчинского  района. Я работала педагогом, руководителем, но музыку тогда не сочиняла. Хотя  в  консерватории мой педагог по гармонии Татьяна Сергеевна  Бершадская — ей сейчас 97 лет, и она до сих пор  занимается  научной  работой — заметила, что мне надо заниматься композицией.

Но в то время мне было некогда – работа, учёба. Ситуация изменилась, когда я вышла замуж  и была в отпуске по уходу за вторым ребёнком – дочерью  Женей. У меня появилось свободное время и потребность для занятий сочинительством. Так что в 1992 году меня буквально «озарило», и я решила попробовать сочинять  детские  песни  для  своих детей и своих учеников.  Случилось так, что моими первыми  сочинениями  стали песня о Гатчине «Ода Гатчине» и детская песенка «Приходи скорее, лето». Как-то сами собой наметились две основные линии в  моём творчестве – патриотическая песня и детская музыка. Вот в этом ключе я и  работаю до сих пор.

Тогдашний методист ЦТЮ Татьяна Васильева попросила что-то исполнить на открытии нового конкурса  «Юные  дарования». Я предложила «Оду Гатчине», она согласилась. Я собрала своих выпускников, мы создали ансамбль, занимались в ЦТЮ, и так моя первая песня впервые прозвучала для широкой публики.

Сборник музыки

Конечно, в то время основное внимание я уделяла детской музыке. Сначала была «Школьная сюита», потом цикл «Времена года. Песни детства» для младших учеников и «Времена года. Песни юности» для старших школьников.

Позже появились сборники «Пою тебе, Петра творенье!» — 6 песен о Петербурге,  «Славься, Гатчина !» — 10 песен  о Гатчине, «Пою  тебе, Балтийский  край !» — 10  песен  о  городах  Ленинградской области, «Семь романтических  пьес для скрипки и фортепиано». Большое  значение  в  моём  творчестве  имеет  сборник  о городах Ленинградской области. Этот автобиографический труд рассказывает о  городах, в которых я жила, работала, выступала на разных конкурсах и фестивалях.

Меня очень поддерживала директор нашей Детской школы искусств Екатерина Николаевна Алхазова, ей нравилось моё начинание. Это она предложила мне писать не «в стол», а сделать творческий вечер, издать сборник. По её совету я начала издаваться и делать концерты. Первый мой авторский концерт, в котором  участвовали и хоровые коллективы, и ансамбли, и солисты, состоялся в 1999 году. С тех пор концертная деятельность не прерывается, я выступала не только в Гатчине, но и в Пушкине, Сиверском, Тайцах. А 22 декабря 2017 года большим  авторским концертом я отметила 25-летие своей творческой деятельности.

Forte

Анна Калинина, руководитель вокального ансамбля «Белая птица» Гатчинского Дворца Молодёжи и ученица Светланы Дубининой, признаётся, что стала музыкантом благодаря своему преподавателю:

— Светлану Евгеньевну я знаю более тридцати лет, она готовила меня к поступлению в музыкальное училище, чтобы я стала профессиональной пианисткой. Это был 1982 год. И поступила я, если честно, только благодаря её занятиям, потому что сольфеджио было моим «слабым звеном».

Потом более тридцати лет мы не виделись и никак не контактировали. Я уехала из Гатчины, жила в Санкт-Петербурге и за границей. Казалось, что разминулись навсегда. Потом я вернулась в Гатчину, работала в музыкальной школе. Мы пересеклись в 2016 году как раз на почве вокала, при подготовке её вокальных номеров для концерта к празднованию 90-летия Ленинградской области.

Начиная с этого концерта, наше общение со Светланой Евгеньевной стало регулярным и насыщенным. И наш ансамбль «Белая птица» тоже начался с этого юбилейного концерта, где мы исполнили несколько песен Светланы Евгеньевны. То есть, благодаря ей, во-первых, я стала музыкантом, во-вторых, создала свой вокальный ансамбль. Кроме того, она не только преподаватель-теоретик, композитор, поэт, но ещё и поразительный аккомпаниатор и исполнитель – может спеть партию любого голоса.

День города 2017

День города 2017

У нас сложилось «взаимопроникающее» творчество: она приглашала меня для участия в своих проектах, а я с удовольствием привлекала её петь в нашем коллективе. Мы участвовали в мероприятиях и на День независимости России, и на День города, где исполняли, в том числе, и песни композитора Дубининой.

Когда я была ученицей Светланы Евгеньевны, ничто не предвещало её «композиторства». Она была преподавателем «сухого» предмета и чистым теоретиком. И общение наше было исключительно деловым, сухим. А сегодня я занимаюсь тем, чему в своё время меня обучила Светлана Евгеньевна, занимаюсь любимым делом, очень этому рада и выражаю огромную признательность своему педагогу!

Светлана Евгеньевна – это человек, который сломал общепринятые рамки, когда педагог-сольфеджист выполняет лишь строго определённую работу. Как и основная масса её коллег. Выучились этому и всю жизнь этим занимаются. А она вышла на творчество, не просто учит детей по лекалам, технически, а подходит к процессу обучения творчески. И это творчество – самого высокого порядка.

Я думаю, что это всё  — от Бога, это даётся свыше. Это душа. Это слом традиций, слом устоявшихся рамок. И она обязательно на этих крыльях взлетит! А мы ей поможем.

Я полагаю, что за столь солидный срок у Вас уже сформировалась «группа поддержки»…

— Безусловно! Я хочу сказать большое спасибо участникам моих творческих вечеров, так как без их исполнения концерты бы просто не состоялись. Это, прежде  всего, преподаватели нашей школы и их ученики: скрипачка Людмила Анатольевна Петренко, пианистка  Лариса  Дмитриевна Гончарова, хормейстер Элла Владимировна  Матвеева, педагог класса сольного пения Людмила Тихоновна Ерушевич и её вокальный ансамбль, который побеждал на многих конкурсах с исполнением моих песен.

Ода Балтийскому краю

Ода Балтийскому краю

Это преподаватель скрипки из Царскосельской гимназии искусств  им. Анны Ахматовой Алла Александровна Харламова, педагоги сольфеджио и хора из Таицкой ДМШ им. Н.А. Римского-Корсакова Людмила Викторовна Кудрякова и  Любовь Александровна Морева, а также преподаватели-пианисты нашей школы Людмила Михайловна Макарова, Юлия Ивановна Белокопытова, Светлана  Николаевна Борисова, Виолетта  Андреевна Маркова, Татьяна Александровна Стрижкова, теоретик Марина  Анатольевна  Серикбаева.

Часто исполняют мои произведения солисты Студии сольного пения Гатчинского  ДК Владимир Майер и Виктория Ганжа, Людмила Колотухина и Александр Сыченко, женский хор «Акварель»  Гатчинского  Дома культуры (рук . Валерий Васильевич Антипин, затем Ирина Владимировна Городилова), певицы Наталья Веретенникова, Анна Калинина и Алина Черпакова, хоровые коллективы  из  второй, седьмой и восьмой общеобразовательных школ Гатчины, гимназии им. К.Д. Ушинского. Многие мои романсы и песни исполнил на концертах и различных  конкурсах певец Игорь Литвинов, который сейчас, к сожалению, уже не выступает.

— Светлана Евгеньевна, почему именно Гатчина стала основной темой Ваших произведений?

— Всё очень просто — я очень люблю этот город. После приезда в Гатчину мне сразу пришлись по душе и парк, и соборы наши прекрасные – Покровский и Павловский, и дворец, и  Приоратский  замок, и люди, которые здесь живут, и школа, в которой я работаю.

Концерт у собора Св. Павла

Концерт у собора Св. Павла

Скоро в нашей школе пройдёт фестиваль, посвящённый юбилею М.М. Ипполитова-Иванова, и наш директор Андрей Иванович попросил меня написать гимн к открытию этого фестиваля – «Гимн  Ипполитовцев». Я написала, и он  будет исполняться на открытии юбилейных торжеств большим сводным хором  нашей школы.

К слову, это не первое подобное  торжественное произведение. У меня уже есть «Песня Гатчинских авиаторов» на стихи поэтессы Зои Бобковой, посвящённая первым лётчикам, взлетевшим с гатчинского аэродрома. Как видите, об этом городе просто нельзя не писать (улыбается).

— Вы одновременно и композитор, и поэт-песенник. Что рождается первым – музыка или стихи? И над чем сложнее работать?

— У меня всё получается одновременно. Мои первые сборники песен, о которых я уже говорила, написаны на мои же стихи. Позже я познакомилась с Зоей Бобковой, в соавторстве с которой мы написали гимн «Славься, Гатчина!», «Оду Балтийскому краю» — песню о Ленинградской области. Три песни о Петербурге – «Вечерний  Петербург», «Гимн строителям Петербурга» и «Петербургские каштаны» — были написаны к 300-летию основания Северной столицы. Всего на  стихи Зои Бобковой мною написано десять произведений.

Над созданием песни мне работается легко. Хотя, конечно, труднее даются стихи, я же не профессиональный поэт. Музыку мне сочинять легче. Что же касается поэзии… Наверное, есть и к этому определённая склонность. Если я сочиняю песню, то музыка рождается вместе со словами. Слова должны соответствовать музыке – и наоборот. Впрочем, когда я беру готовые стихи, то, по крайней мере, не надо мучиться с текстом (смеётся). Поскольку музыка на готовые строки ложится проще. Но когда всё сочиняешь сам, на мой взгляд, получается более естественно и органично.

Piano

Марина Серикбаева – коллега Светланы Дубининой, она также преподаёт теоретические дисциплины в Гатчинской ДМШ. По словам Марины Анатольевны, про «Свету, которая умеет всё», она узнала от Ирины Вячеславовны Рогановой в начале «нулевых»:

— А лично познакомились, когда я привела дочку на конкурс по теоретическим дисциплинам, которые регулярно проводятся в нашей музыкальной школе. Как свою ученицу. А Светлана Евгеньевна привела свою дочь Женю. С тех пор мы проверяли работы дочерей по сольфеджио крест-накрест, чтобы всё было честно. И обе наши дочери стали музыкантами.

Меня всегда подкупала её доброжелательность и скрупулёзность, кропотливость в отношении к работе. И так получилось, что этот человек открывается всю жизнь. Я знаю её как педагога, как маму, как композитора, как поэта. Она очень дотошно готовится к каждому концерту, прорабатывает абсолютно всё – правильные интонации, характер произведения, кому петь громче, кому тише, даже построение исполнителей возле микрофона. 

Марина Серикбаева и Анна Калинина

Марина Серикбаева и Анна Калинина

Светлана Евгеньевна, как творческий человек, откликается на каждое событие в городе, которое связано с творчеством. Это и «Бессмертный полк», и Пушкинские праздники, и различные конкурсы. Жизнь города – это её жизнь, она с энтузиазмом воспринимает все культурные новации и участвует в культурных мероприятиях.

Однажды Светлана Евгеньевна пригласила меня на открытый урок. Эти уроки у нас называются очень скучно. Например, «Изучение аккордов». А у Светланы Евгеньевны урок назывался «Мы любим сольфеджио». И когда мы пришли, то увидели, что дети умеют просто всё! И все упражнения, даже самые сложные, ученики выполняли легко и с удовольствием. А мы, преподаватели, сидели, как в театре, и лишь наблюдали за происходящим действом.

Она свою любовь к музыке в целом и непростому предмету сольфеджио в частности привила своим ученикам! И этот пример наглядно демонстрирует особенности характера и натуры нашей Светланы Евгеньевны – маленькой женщины с большим творческим потенциалом, многогранной личности и профессионала-преподавателя, давшего путёвку в жизнь многим гатчинским музыкантам.

— За многолетнюю педагогическую деятельность через Ваши занятия прошли сотни и сотни учеников. Вы поддерживаете связь с кем-нибудь? Знаете, как сложились их судьбы?

В классе сольфеджио

В классе сольфеджио

— Очень многие мои ученики поступили в музыкальные училища, по окончании которых продолжили обучение  в профильных вузах и сегодня работают по специальности – исполнителями, педагогами,  музыковедами. К примеру, одна из бывших учениц Елена Борисовец живёт и работает в Германии, она — органист, хормейстер, музыковед.

Ирина Головкина работает в восьмой школе преподавателем  сольфеджио и фортепиано, поёт в хоре учителей «Апрель». Наталья Коркина – преподаватель  фортепиано и концертмейстер в нашей школе, а также концертмейстер Молодёжного хора «Гармония». Павел Шагин и Марина Усова – преподаватели   гитары  и  скрипки  в  Сиверской  ДШИ.

Особенно мне запомнился выпуск 1989 года, из которого целых 11 человек поступили в музыкальные училища и институты и стали профессиональными  музыкантами!

Понимаете, любой преподаватель должен не просто «отбыть» свой урок, не просто «отчитать» тему, а сделать так, чтобы именно его предмет стал интересен ученикам. Даже если этот предмет кажется сложным и непонятным. Вот в 2013 году у меня был открытый урок по сольфеджио – пятый класс музыкально-эстетического отделения.

Мы анализировали музыку Чайковского и Бетховена, определяли на слух интервалы и аккорды с картинками, играли  сопровождение к  мелодиям  по заданным «цифровкам». Потом пели мои песни и по ним разбирали элементы музыки: здесь синкопа, здесь — модуляция, а тут – секвенция. Дети сами их определяли, и им это нравилось. Этот открытый  урок мы так и назвали – «Мы любим сольфеджио». Хотя сам предмет довольно сложен, и в действительности нравится далеко не всем ученикам (улыбается). А вот мы его любим.

— И, вы заключение, пару слов о планах композитора Дубининой…

Юбилей творческой деятельности

Юбилей творческой деятельности

— О, планов у меня много! Обо всех говорить не буду, потому что загад не бывает богат. А из ближайшего хочется отметить выпуск обновлённого сборника «Славься, Гатчина!», в который вошёл ряд произведений, уже опубликованных ранее, и несколько новых фортепианных сочинений.

К примеру, сюита «Старинная, милая Гатчина», куда вошли три фортепианных пьесы. Первая называется «Дворец Павла Первого», это — гимн-воспоминание  о XVIII веке. Второе произведение – лирический ноктюрн «Белое озеро». Третье – вальс «Променад-Приорат» — написано для фортепианного ансамбля.

Также в планах подготовка концерта «Пою тебе, о, Гатчина!», приуроченного  к следующему Дню рождения города. И новый сборник я хочу подарить участникам  этого концерта. В перспективе есть задумка организовать и провести Вечер романса, подготовленного на стихи Пушкина и Лермонтова…

А ещё меня часто спрашивают: «Для чего ты пишешь?» Могу  сказать следующее. Время сейчас непростое, люди постоянно сталкиваются с проблемами, находятся в состоянии стресса. А  мне хочется, чтобы моя музыка  приносила  людям  радость, настраивала их на позитив, показывала красоту нашего края, природы, красоту отношений. Чтобы люди слушали музыку и радовались. И я выбрала для этого жанр песни, романса, скрипичной  и фортепианной миниатюры. Если моя музыка нравится слушателям, то и у меня всегда хорошее настроение. Невзирая  на  все  проблемы. Дарить  людям  красоту – вот что главное. И для достижения   этой цели заниматься творчеством можно в любом возрасте.

Николай МОНАСТЫРНЫЙ

 

 

УЗНАТЬЦЕНУ Previous: В Кобраловской школе читали монологи о войне Next: Два видео-интервью с ветеранами из Санкт-Петербурга вошли в видеоархив новой экспозиции московского Музея Победы
Похожие новости