Продажи пива во всех регионах России в 2019 году выросли на 2,1% в натуральном и 4,1% в денежном выражении по данным ритейл-аудита Nielsen. Для сравнения: рынок товаров повседневного спроса в целом рос в основном за счет увеличения цен, в то время как натуральные продажи не внесли позитивного вклада в динамику (в натуральном выражении продажи стагнировали на уровне -0,6%, а в денежном увеличились на 4,3%).
После нескольких лет снижения продаж пивная индустрия демонстрирует позитивную динамику второй год подряд даже с учетом высокой базы 2018 года, когда потреблению способствовали сразу несколько масштабных факторов, таких как проведение ЧМ-2018, жаркое лето, усилия производителей по развитию ассортимента и другие.
Несмотря на то, что темпы роста замедлились по сравнению с 2018 годом (тогда они составили 6,6% в денежном и 5,3% в натуральном выражении), пиво по-прежнему вносит ощутимый вклад в увеличение продаж всего алкогольного рынка и остается второй по величине категорией товаров повседневного спроса в России.
Основные тренды пивного рынка
Пивной рынок продолжает активно развиваться, и одной из наиболее заметных на нем тенденций, повлиявшей на спрос, в 2019 году стало расширение ассортимента. Потребителям стало доступно больше разнообразных брендов, а их представленность в торговых точках увеличилась. В 2019 году в среднем на полке магазина из более чем 230 алкогольных напитков 100 — пиво. Это на 6 товарных позиций больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что 3 из этих 6 позиций — нефильтрованное алкогольное пиво, которое набирает все большую популярность у потребителей.
Рост количества товарных позиций алкоголя на полке магазина в 2019 году (средние значения по оценкам Nielsen)
SKU — stock keeping unit = товарная позицияПотребители все более четко обозначают свой интерес к нишевым сегментам, а ритейлеры и производители, видя эту тенденцию, идут навстречу покупателям, предлагая им попробовать более дорогие напитки со скидкой: если сегодня более половины (55%) пива в натуральном выражении продается по промо, то в премиальном сегменте это значение достигает 66%.
Интерес к нишевым сортам является одной из основных причин увеличения средних цен на пивном рынке: стоимость литра пива выросла в 2019 году на 1,9% до 97 рублей за литр (в среднем на рынке FMCG — 4,9%). И основной вклад в этот рост внес «премиальный» сегмент — более дорогое импортное пиво, нефильтрованное и произведенное небольшими игроками. Доля небольших игроков на рынке при этом увеличивается: растет как их количество, так и объемы продаж произведенной ими продукции. Если в 2017 году они занимали 24% пивного рынка, то в 2019 их доля увеличилась до 28,2%.
Основные сегменты
Если рассматривать категорию пива, сегментируя его по наиболее распространенным характеристикам, таким как цвет, тип, процент содержания алкоголя, место производства, то в них также наблюдается повышенный интерес потребителей к нишевым продуктам. Так, продажи светлого пива, которое преобладает на рынке, выросли в 2019 году на 1,8% в натуральном выражении, тогда как полутемного, занимающего долю около 1% продаж — на 88,5%.
Динамика продаж в натуральном выражении | Динамика продаж в денежном выражении | |
Светлое пиво | 1,8% | 3,6% |
Темное пиво | 0,3% | 2,2% |
Полутемное пиво | 88,5% | 85,2% |
Аналогичным образом продолжают расти как продажи, так и рыночная доля нефильтрованного пива: в натуральном выражении продажи этого типа напитка за год выросли на 19,5%, а доля увеличилась на 1,3 п.п. до 8,6%. В то же время продажи фильтрованного пива стагнировали на уровне 0,5%.
Динамика продаж в натуральном выражении | Динамика продаж в денежном выражении | |
Фильтрованное пиво | 0,5% | 2,0% |
Нефильтрованное пиво | 19,5% | 25,7% |
Данные ритейл-аудита Nielsen также подтверждают интерес потребителя к импортному пиву. Даже несмотря на то, что оно, как правило, стоит дороже, его продажи в 2019 году выросли на 29,1%. Помимо этого, опережающими темпами продолжают развиваться противоположные сегменты с точки зрения крепости: безалкогольное и крепкое пиво. Продажи первого выросли на 6,9%, а второго — на 4,8%.
Динамика продаж в натуральном выражении | Динамика продаж в денежном выражении | |
Слабоалкогольное пиво | -9,5% | -6,4% |
Пиво средней крепости | 1,7% | 3,6% |
Безалкогольное пиво | 6,9% | 8,4% |
Крепкое пиво | 4,8% | 7,3% |
Комментарии Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes:
“Мы неоднократно говорили о том, что пивоваренный рынок в России является быстроразвивающимся и высококонкурентным. Этот факт подтверждается как данными Nielsen, так и заявлением ФАС, сделанным в рамках Алкоконгресса. На рынке появляются новые игроки, расширяется предложение, а средняя цена за литр пива составляет порядка 97 рублей. В результате сложившаяся конкуренция позитивно сказывается на потребителе, которому стало доступно больше разнообразных брендов и сортов. Их представленность в торговых точках увеличилась – в 2019 году в среднем на полке магазина примерно половина алкогольных напитков приходилась на пиво.”
Источник: Ритейл-аудит Nielsen, рынок национальной городской России
Период: 2019 год по сравнению с 2018