Геймификацией является механизированный игровой процесс, происходящий за игровым полем (от обучения чему-то новому до приготовления блюд). Ее можно наблюдать довольно часто, при этом совершенно не задумываясь. Международный инвестор и IT-бизнесмен Рустам Гильфанов расскажет, каким образом геймификация применяется в повседневной жизни, оказывая на нее положительное влияние.
В первую очередь необходимо понимать, что независимо от сложившегося мнения, увлечению игрой подвержены в первую очередь взрослые люди, а вовсе не дети. Согласно статистике, в мире насчитывается более двух миллиардов геймеров и это число регулярно увеличивается.
Геймификация здорового образа жизни – одна из последних основных тем на стыке лайфстайла и гейминга. В ассортименте мобильных приложений появляется все больше таких, которые оказывают эффективную поддержку при выработке навыков на каждый день и удобства их использования. Это касается самых различных привычек: выпивать не менее 1,5 литра воды в течение дня, выполнять физические упражнения каждое утро, не забывать принимать витамины, готовить блюда только из полезных продуктов, и т. д.
«Большинство людей до сих пор с настороженностью относятся к полезным свойствам игр, несмотря на то, что обучающие свойства гейминга находятся вне конкуренции, – докладывает Гильфанов. – Благодаря игровым методам, у пользователя возрастает заинтересованность и мотивация к обучению чему-то новому и доведению до результата, чем обычные способы в офлайне».
Необходимо учитывать, что по одному из опросов ВЦИОМ, больше 50% россиян считают, что гейминг в большинстве случаев действует негативно, нежели приносит пользы. Также они против того, чтобы их близкие увлекались играми. Но подобный настрой не препятствует развитию геймификации в неигровых зонах.
Основное достоинство заключается в том, что игровые механики помогают достигать поставленных целей. Рустам Гильфанов уверен – игры отлично мотивируют пользователя.
Часто человек плохо настроен на то, чтобы сделать привычным необходимое действие. Согласно последней статистике, необходимо примерно два месяца, дабы сформировать желаемую привычку. В этом случае приложение оказывает своеобразный контроль, отправляя уведомления и стимулируя обещанной наградой после выполнения задачи. При этом игрок четко понимает, сколько уровней ему нужно преодолеть для достижения поставленной цели, и какой «приз» ему полагается по преодолении намеченного пути.
Согласно проведенным опросам, любители приложений, которые отслеживают и способствуют формированию привычек, считают основными достоинствами игры: возможность перейти на следующий этап, получение поддержки при необходимости, накопление ачивок (баллов) и прозрачную статистику результатов. Виртуальные финансовые средства при этом практически не интересуют пользователей. Не зря, по мнению IT-инвестора Гильфанова, формат игры пользуется популярностью во всей индустрии онлайн-обучения, в частности самообразования.
«Геймификация позволяет приобрести такие привычки, как эффективное составление планов на разные временные отрезки, сосредоточенность, изучение иностранных языков, здоровый образ жизни, отказ от вредных продуктов. Два последних направления особенно популярны, по этой причине многие приложения конкурируют между собой», – докладывает Гильфанов.
При этом специалисты отмечают, что игрокам необходимы не только лайфстайл-проекты, но и те, которые способствуют накоплению денежных средств и где можно узнать об основах финансовой грамотности. Разработчики считают, что большим успехом будут пользоваться приложения по финансовой грамотности для школьников и студентов.
«Необходимо учитывать, что геймификация приносит пользу только в случае, если человек отдает себе отчет в том, насколько важно приобретение полезных привычек в жизни и даже на профессиональном поприще. Если пользователь это понимает, приложение принесет ему ощутимую пользу и поможет достигнуть желаемого», – говорит Гильфанов.
Исходя из этого, геймификация незаменима во всех сферах, связанных с персональной мотивацией. При этом она придает большую силу внешним стимулам, но не заменяет их.
Немного биографических фактов
Рустам Гильфанов является одним из основателей IT-компании, IT-бизнесменом и инвестором международного уровня.
Он появился на свет 6 января 1983 года. Это произошло в Пермском крае, в небольшом поселке Басим. Его мать была учительницей, а отец военным.
В 2006 г. Гильфанов Рустам решил открыть в Киеве вместе с другими заинтересованными лицами аутсорсинговую IT-компанию международного уровня.
На сегодняшний день данная компания является одним из главных разработчиков программного обеспечения игровой отрасли, финансов и маркетинга.
Со временем Гильфанов прекратил заниматься операционной деятельностью, и посвятил свое время и возможности инвестированию международного уровня в IT-проекты. Рустаму Гильфанов в тоже время считает необходимым осуществлять благотворительность на территории Украины.
У Рустама Гильфанова есть супруга, они вдвоем воспитывают дочь.