В Волгоградской областной думе вновь собрали заседание Экологического совета, чтобы обсудить скандальную тему строительства четырёхполосной дороги через Волго-Ахтубинскую пойму. На Экологическом совете представители власти сразу заявили, что дорога нужна и важна, с этим не стали спорить ни общественники, ни экологи. Однако дорога в ущерб природе – тоже вариант не самый лучший. В итоге, обсудив несколько возможных схем размещения новой магистрали, совет решил остановиться на одном из них.
Напомним, строительство мостового перехода через Волгу подразумевает поэтапный ввод четырёх пусковых комплексов. Первым из них стал мост через Волгу, сданный в эксплуатацию в 2009 году и соединивший Волгоград с заволжскими районами. В июне этого года полностью открыли для движения второй пусковой комплекс – новый мост через Ахтубу.
Следующий этап строительства – автострада, которая как раз и свяжет эти два объекта. И вот с ним как раз оказались самые большие проблемы – готовый проект подразумевал масштабную вырубку деревьев в Волго-Ахтубинской пойме.
На защиту дубов, тополей и клёнов встали местные жители, экологи и общественники. Была создана рабочая группа при Экосовете, и вот спустя два месяца в совете вновь прошли обсуждения всех возможных вариантов размещения дороги. Остановились на одном, по словам членов совета, менее гибельным для природы. Однако он, как и все остальные, также заставит взяться за топор и вырубить тысячи деревьев.
Фото: администрация Волгоградской областиДорога перегружена, люди гибнут
В первую очередь на заседании рабочей группы подчёркивалось, что дорога необходима региону.
– Автомагистраль войдёт в федеральный транспортный коридор, что позитивно скажется на социально-экономическом развитии не только Среднеахтубинского района, но и всего региона, – озвучила председатель парламентского комитета по охране окружающей среды и природопользованию, руководитель Экологического совета при Волгоградской областной думе Ирина Соловьёва.
По её словам, необходимость строительства также продиктована тем, что интенсивность движения по существующей дороге Волгоград-Краснослободск-Средняя Ахтуба составляет в среднем 30 тысяч автомобилей в сутки, что в пять раз больше её пропускной способности.
– Только за два года в ДТП здесь погибло 10 и пострадало 109 человек, в том числе 19 детей, – озвучила данные статистики госпожа Соловьёва. – Растущее число машин приводит к пробкам, а значит, к увеличению объёмов выхлопных газов. Кроме того, жители вынуждены выбирать объездные пути через лес, что также негативно сказывается на окружающей среде.
Поддержал её и представитель ГИБДД, заявив о большом числе аварий и жертв на дороге в Волжский, которая значительно перегружена. Так, только в этом году, по данным дорожной полиции, на трассе от Краснослободска до Средней Ахтубы случилось 11 ДТП, в которых погибли 3 человека и 13 получили ранения. Всего за два года здесь произошло 50 ДТП.
В итоге членам рабочей группы представлены все четыре возможных варианта строительства трассы. Участники склоняются к первому, который предполагает уничтожить порядка 15 тысяч деревьев. Но сначала об отвергнутых…
Вариант №2: по частным домам
Первоначальный проект, разработанный ещё в 90-х годах, предусматривал прохождение автомагистрали по существующей дороге вблизи жилой застройки. Однако строительство дороги потребовало бы не только рубки деревьев и переноса коммуникаций, но и сноса частных жомов. Этот вариант члены Экосовета отвергли.
Фото: администрация Волгоградской областиВариант №3: забрать пляжи
Третий вариант предполагает прохождение автотрассы по левому берегу ерика Верблюд. Но из-за рельефа местности строителям пришлось бы возвести 2-километровую эстакаду, что потребовало бы сплошной рубки деревьев. Кроме того, это вызвало бы изменение руслового ложа и береговой линии и нанесло бы непоправимый ущерб водной экосистеме.
Помимо вреда природе, новая дорога отрезала бы доступ для жителей к пляжам на ерике Верблюд.
Фото: администрация Волгоградской областиВариант №4:уничтожить тополёвый лес
Четвёртый вариант предусматривает прохождение трассы по правому берегу ерика Верблюд. Это бы позволило обеспечить частичный доступ к пляжам, но почти полностью бы уничтожило тополёвый лес, что нанесло бы непоправимый ущерб экосистеме и привело бы к размывам береговой линии. Дело в том, что воплощение в жизнь этого варианта также предусматривает строительство 2-километровой эстакады, которое невозможно без масштабной рубки.
Фото: администрация Волгоградской областиВариант №1: отдали симпатии
Пока ни один их вариантов не утвердили окончательно, но инженеры и участники Экологического совета от власти активно ратовали за первый вариант, говоря о его оптимальности.
Так, представители инженерной группы «Стройпроект» рассказали, что в своём проекте они постарались избежать недостатков трёх предыдущих вариантов и минимизировать ущерб экосистеме. По словам инженеров, трасса минимально пересекается с ериками, не затрагивает существующие зоны отдыха и удалена от жилой застройки. Они заявили, что данный вариант не требует масштабного сноса деревьев для временных сооружений.
Фото: администрация Волгоградской областиВидимо, 15 тысяч деревьев, которые пустят под топор, это совсем не масштаб. Зато его разработчики пытаются успокоить, что компенсационное озеленение с лихвой покроет ущерб: на месте образовавшегося пустыря высадят более 200 тысяч саженцев, в том числе почти 103 тысячи саженцев дуба.
Сам проект предусматривает четыре мостовых перехода через ерики и два путепровода. Чтобы шум не мешал жителям, дорогу оборудуют акустическими экранами общей протяженностью 9,3 километра. А для отдыха водителей и пассажиров в дальней поездке обустроят площадки отдыха, на территории которых установят беседки, биотуалеты, парковочные места.
Позиция
В необходимости принять первый вариант на заседании совета активно ратовали как некоторые учёные, так и специалисты по защите леса.
Заместитель директора филиала ФБУ «Российский центр защиты леса» «Центр защиты леса Волгоградской области» Александр Олейников заявил, что в первом варианте проекта экологический ущерб наиболее минимизирован.
– В Волго-Ахтубинской пойме сейчас находится много повреждённых вредителями деревьев, – сказал он. – Мы как федеральная служба обследуем лесные массивы, по результатам обследования наши специалисты назначают рубки сухих и пострадавших от вредителей деревьев. В прошлом году было принято решение снести практически 28 гектаров таких насаждений. То есть если сравнивать с теми цифрами, которые предлагает выбранный вариант строительства, то ежегодно в санитарных целях вырубается гораздо больше ослабленных деревьев.
– Их надо рубить, товарищи! – говоря о вырубке больных деревьев, громко заявил главный научный сотрудник ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский агролесомелиоративный институт», профессор, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН Константин Кулик.
На заседании экологического совета рассмотрели все четыре вариантаФото: Волгоградская областная дума
Никто не спорит, что больные деревья нужно удалять, но независимые экологи и местные жители очень сомневаются, что даже компенсационное озеленение заменит существующие насаждения. В условиях отсутствия полива нет гарантии, что саженцы примутся, да и взрослыми деревьями они станут очень не скоро.
Тем не менее, в совете СМИ, а значит, и общественность, пытались убедить, что вырубка леса будет минимальна, а взамен старых деревьев будут высажены новые.
– Общественности стоит доверять специалистам, – заявил Константин Кулик. – Было предложено четыре варианта проекта строительства, и самый продуктивный – первый, который нанесёт наименьший ущерб экологическому состоянию поймы. Конечно, при строительстве будут затронуты лесные массивы и некоторые степные зоны, но при этом предусмотрены масштабные работы по озеленению и лесовосстановлению. А это в разы улучшит ситуацию вдоль трассы и на территории Волго-Ахтубинской поймы.
Ещё один совет
На следующей неделе состоится ещё одно обсуждение проекта строительства дороги – Экосовет проведёт его в рамках выездного совещания в пойме. Пока же в Волгограде ищут подрядчика, который займётся строительством первого участка третьего пускового комплекса мостового перехода в Среднеахтубинском районе. К счастью, этот участок не затрагивает лесов – новая дорога протяжённостью 4,45 километра пройдёт от моста через Волгу до транспортной развязки в районе съезда к Лебяжьей Поляне.