На фоне создания в декабре 2019 года Космических сил США, Россия также продолжает укреплять свои военные активы на орбите. Каждый из соперников бросает вызов доминированию другого в космическом пространстве, несмотря на продолжающееся сотрудничество в области космических исследований и освоения космоса. В частности, Россия работает над расширением возможностей по созданию систем ограничения доступа, разрабатывая новые средства радиоэлектронной борьбы в космосе, а также над повышением устойчивости собственных систем связи и развитием наступательных возможностей против наземной инфраструктуры, управляемой с орбиты.
Согласно информации «Союза обеспокоенных ученых», публикующего сообщения о космических запусках, в настоящее время на орбите находится 2200 спутников, причем более 1000 из них принадлежат американским компаниям, правительственным органам и научным организациям. Это число включает 189 космических летательных аппаратов военного назначения.
У России имеется более 160 спутников, в том числе около ста военных космических аппаратов. Для сравнения, Китай располагает более чем 320 спутниками, включая 105 военных. Как утверждают некоторые эксперты, когда речь идет об этих странах, следует иметь в виду, что некоторые коммерческие и научно-исследовательские спутники также могут использоваться в военных целях.
Экономика России в меньшей степени зависит от космической инфраструктуры по сравнению с экономикой США или Китая, а также, разумеется, по сравнению с Европой. Однако, Россия пытается поддерживать третью по численности констелляцию военных спутников на орбите.
Никакой официальной бюджетной информации о российской военной космической программе не существует. Тем не менее, на основе данных из государственных открытых источников, а также финансовой информации, опубликованной государственной космической корпорацией «Роскосмос», эксперты подсчитали, что ежегодные расходы на развитие российского арсенала космических летательных аппаратов военного назначения, включая создание спутников и ракет-носителей, а также космические запуски, составляют около 1 миллиарда долларов.
Расходы на российскую космическую навигационную систему ГЛОНАСС, в которую на сегодняшний день входит 27 спутников, в 2019 году составили 437 миллионов долларов, а расходы на содержание военного космодрома в Плесецке – как минимум 100 миллионов долларов.
Учитывая все упомянутые усилия, а также стоимость наземной инфраструктуры управления космическими активами и расходы на оплату персонала, можно предположить, что общий объем российской военно-космической программы составляет приблизительно 1,6 миллиарда долларов.
Самую большую часть констелляции военных спутников России составляют спутники связи (51) и спутники дистанционного зондирования Земли (16). Структура российского космического арсенала отличается от американского, китайского и европейского, где доминируют спутники дистанционного зондирования. Например, у Соединенных Штатов имеется 56 таких аппаратов и 49 спутников связи, а у Китая – 57 спутников дистанционного зондирования и только три спутника связи.
Однако, российские государственные предприятия находятся под санкциями, которые негативно отражаются на их технологических возможностях. Кроме того, в отличие от других космических держав, российские вооруженные силы не могут пользоваться услугами коммерческих космических систем, поскольку внутренний рынок космических услуг в России развит слабо. Кроме того, сосредоточенность Москвы на коммуникационных и навигационных спутниках не позволяет ей направить значительные ресурсы на развитие средств комической разведки.
Еще одним фактором, которому уделяется внимание в докладе «Союза обеспокоенных ученых», является ротация космических аппаратов. В 2014-2016 гг. Россия запустила 22 военных спутника, но общая численность констелляции оставалась стабильной на уровне 80-81 аппарата. Это было обусловлено выводом с орбиты военных спутников в девяностые и в начале 2000-х годов, а также отказами и удалением некоторых экспериментальных спутников с коротким сроком службы.
С 2017 года Россия осуществила 27 пусков военных спутников, и общая численность констелляций увеличилась до 105. В этот период ограничивающим фактором была необходимость вывода с орбиты военных спутников, вероятно, также в связи с завершением срока службы. Следует отметить, что американские спутники способны выполнять свои функции на орбите вдвое дольше.
Благодаря доступу к комплектующим американского и европейского производства в предыдущие годы, Россия смогла увеличить срок службы некоторых своих военных спутников. Однако, в 2010 году скорость ротации российской констелляции военных спутников начала снижаться. А в отсутствии легального доступа к западным технологиям и комплектующим у Москвы, возможно, возникнут трудности с разработкой своих военных спутников, и, следовательно, с поддержанием их численности на орбите в ближайшие годы.
Отставание российской индустрии заставляет Москву искать способы свести на нет преимущества США и других ведущих космических держав. Однако, значение ее шагов в этом направлении, в том числе странного маневрирования российских спутников или испытаний зенитно-ракетных комплексов, обладающих потенциальными противоспутниковыми возможностями, не следует переоценивать. По мнению экспертов, нет никакого смысла нацеливать ракеты на сотни спутников, находящихся на разных орбитах, а кроме того, это невозможно осуществить скрытно. Таким образом, скорее всего Москва просто ищет способ укрепить свои позиции в политических переговорах с Соединенными Штатами.
Впрочем, нельзя не упомянуть об одной сфере, где Россия действительно добилась значительного повышения своего военно-космического потенциала. Речь идет о системах радиоэлектронного подавления и разведки, средствах повышения устойчивости собственных систем управления и связи, а также о возможностях наступательных действий против наземной инфраструктуры, управляемой с использованием космических аппаратов. Целью этих усилий является достижение преимущества над потенциальным противником за счет лишения его возможности управлять своими военными активами с помощью спутников.