В середине февраля директор археологического парка Колизея Альфонсина Руссо объявила на странице парка в Фейсбуке о важной находке, сделанной в ходе раскопок на Римском Форуме. Там были обнаружены остатки святилища, которое археологи считают местом культа Ромула — основателя города. Находки датируются VI веком до нашей эры, что делает святилище одним из древнейших дошедших до нас римских памятников.
Увы, сочетание имени Ромула и наличия среди найденных объектов каменного саркофага сыграли дурную шутку при распространении этой новости в прессе. И в зарубежных, и в российских изданиях стали появляться сообщения, будто археологи подтвердили существование Ромула и даже нашли его погребение. Это неверно, и археологи этого никогда не утверждали. На прошедшей 21 февраля пресс-конференции Альфонсина Руссо специально пояснила, что найденное святилище «не может быть его [Ромула] гробницей», и рассказала, что, по мнению исследователей, они нашли так называемый «героон» — то есть место, предназначенное для почитания не богов, а обожествленных людей. Действительно, ученые предполагают, что в VI веке до н. э. здесь был героон Ромула, и весьма вероятно, что римляне того времени действительно считали это его гробницей.
Существование же самого Ромула традиция относит к более раннему времени — VIII веку до нашей эры. По классической традиции, дошедшей до нас благодаря биографии Ромула, написанной Плутархом, Ромул и Рем родились в сентябре 771 года до н. э., хотя другие авторы называют иные годы (814 г. до н. э. — Тимей из Тавромения, 752 год до н. э. — Катон, 752/751 год до н. э. — Полибий и Диодор Сицилийский, 748 год до н. э. — Фабий Пиктор, 729/728 год до н. э. — Цинций Алимент). Умер же Ромул, точнее, по мнению римлян, был живым взят на небо в ноны квинтилия (7 июля) 716 года до н. э., в момент солнечного затмения. Впрочем, уже римские историки передают предание, что на самом деле Ромула убили патриции, а историю о его апофеозе сочинили, чтобы успокоить простой народ.
Но даже со всеми необходимыми оговорками относительно Ромула нынешняя находка действительно интересна (хотя, как мы убедимся ниже, современные археологи обнаружили ее не первыми). Можно не сомневаться, что ее исследования принесут новую информацию о раннем периоде истории Рима и вызовут куда больше новых вопросов, путаясь разрешить которые, историки выдвинут еще больше новых гипотез. А уж если на найденных камнях обнаружится хотя бы фрагментарная надпись, сбудутся самые смелые мечты.
Рассказывая о нынешних раскопках на Римском Форуме, следует вспомнить сенсационные находки, сделанные там раньше, когда в 1899 году раскопки Форума вел археолог и архитектор Джакомо Бони (1859–1925). Тем более что, как выясняется, именно тогда впервые был замечен и нынешний саркофаг.
Но сначала кратко напомним, где происходит действие. Римский Форум изначально представлял собой ложбину между двумя холмами, Палатином и Капитолием, ставшую политическим и религиозным центром Рима с момента его зарождения. Именно Палатин, по легенде, избрал Ромул для основания города. В северо-западной части Форума Ромул устроил Комиций — изначально открытую площадку для собрания жителей, на которой потом были построены каменные трибуны. Рядом с Комицием третий римский царь Тул Гостилий возвел здание для заседаний Сената, известное как «Гостилиева Курия». В 52 году до н. э. она сгорела, и неподалеку была построена Курия Юлия [Цезаря], сохранившаяся до XX века как церковь Святого Андриана. В 1935 году церковь закрыли и восстановили древний вид здания, сейчас оно используется для археологических выставок. Запомните, пожалуйста, название Курия Юлия, оно пригодится в дальнейшем.
Также возле Комиция в 338 г. до н. э. был построен помост для выступлений ораторов, украшенный носами захваченных вражеских кораблей — рострами. После этого Рострами стали называть и сам помост. К помосту прибили бронзовые доски с текстами законов — «Законы двенадцати таблиц». В 80 году до нашей эры здание Курии и площадь были реконструированы по воле Суллы, а вскоре пережили еще одну реконструкцию во времена Юлия Цезаря и Октавиана Августа.
В труде грамматика Феста (II век н. э.) говорилось, что рядом с Комицием находилось место, почитаемое в связи с кончиной Ромула, отмеченное черным камнем (lapis niger). Вероятно, то же место упоминал и Помпоний Порфирион (III век) в комментариях к «Эподам» Горация, когда говорил о могиле Ромула близ Ростр, где установлены два каменных льва.
Казалось, что lapis niger так и останется малопонятной реалией из текстов древних авторов, исчезнувшей без следа, но в январе 1899 года о нем вспомнили и с тех пор уже не забывают. Во время раскопок под руководством Джакомо Бони на границе Комиция, перед Курией Юлия и действительно вблизи от Ростр, была обнаружена площадка, вымощенная плитами черного мрамора. Вокруг плит сохранились остатки ограды. Когда плиты подняли, то под полутораметровым слоем почвы откопали площадку, вымощенную желтым туфом, а на ней — многочисленные предметы: постаменты из камня, стелу в форме усеченной пирамиды с надписью, обломки сосудов, фигурок из кости, бронзы и керамики, фибул и оружия. Керамика относилась к VII–VI векам до н. э. Все предметы были разбитыми или сломанными, а также носили следы огня. Поэтому у ученых возникла гипотеза, что они наткнулись на святилище, которое было разрушено врагом, а затем место, где было совершено такое святотатство, очистили жертвоприношениями, засыпали землей, замостили мраморными плитами и оградили, чтобы ничья нога туда не ступала. К возможным интерпретациям находки мы еще вернемся, а сейчас рассмотрим подробнее надпись.
Копия стелы с надписью с Форума, выставленная в Национальном музее в Термах Диоклетиана
Прорисовка надписи. Вертикальные строчки развернуты горизонтально, стрелками показано направление чтения
Надпись на стеле в популярных изданиях часто называют «Черным камнем», что неверно: Черный камень — это плиты мрамора, под которыми нашли стелу, а ее саму правильнее называть «надписью из-под Черного камня», чаще всего ее зовут просто «Надписью с Форума». Эта самый древний латинский текст, найденный в Риме (старше его только надпись на золотой фибуле из Пренестре и надпись на глиняной погребальной урне из этрусского города Цере). В знаменитом своде латинских надписей Corpus inscriptionum Latinarum она идет самой первой в первом томе (CIL I, 1).
Буквы покрывают четыре боковых грани стелы. Форма букв позволяет отнести надпись к первой половине VI века до н. э. Направление письма для современного читателя непривычно. Чтение вертикальных строчек чередуется: сначала сверху вниз, следующая строка — снизу вверх, потом снова сверху вниз и так далее («вертикальный бустрофедон»). Слова отделяются друг от друга двоеточием. Увы, стела была обломана сверху, поэтому нам досталось не более трети всего текста, причем в виде кусков строк. Так что восстановить ее содержание полностью вряд ли когда-нибудь удастся. Но интересны и отдельные слова.
PECEI — здесь буква P представляет собой древнюю форму латинской буквы R, еще не утратившую сходства с греческой «ро». C — это архаичная форма буквы гамма, которая записывалась в виде дуги. В древнейших вариантах латинского алфавита были буквы C «гамма» и K «каппа», но наклонные шрихи у каппы постепенно стали писать не с середины вертикального штриха, а ближе к его концам («разомкнутая каппа»), и с течением времени они сдвинулись окончательно вверх и вниз, и K превратилась в C, то есть каппа и гамма совпали. Такое неудобство римляне исправили в 234 году до н. э., когда вольноотпущенник Спурий Карвилий Руга, открывший в Риме школу, добавил к древней гамме дополнительный штрих, и получилась буква G. Древнее написание гаммы сохранилось в традиционных сокращениях для имен Гай (C.) и Гней (Cn.). В целом же слово RECEI из надписи с Форума соответствует в классической латыни слову regi «царю» — форме дательного падежа от rex.
Следующий фрагмент, поддающийся истолкованию, — SAKPOS ESSED — соответствует классическому sacer esset — «да будет посвящен богам». Такое выражение, встречающееся в других латинских памятниках, означало «да будет проклят». В SAKPOS мы вновь видим архаичную букву «ро» и встречаем уже упоминавшуюся разомкнутую каппу.
KALATOPEM — классическое calatorem «слуга-глашатай», слово в винительном падеже. Такие слуги имелись у некоторых римских жрецов.
IOVXMENTA — классическое iumenta «упряжный скот; запряженная повозка», именительный или винительный падеж.
QUOI HO — возможно, qui hu[nc], «(тот), кто этот)».
IOVESTOD … LOIUQUIOD — iusto … loiuquio, форма аблатива от слов «справедливый» и «жидкий; ясный, очевидный, бесспорный».
Следует помнить, что римляне очень любили использовать в своих надписях аббревиатуры. Эпиграфисты говорят, что больше шансов встретить надпись, целиком состоящую из сокращений, чем надпись, в которой их совсем нет. Так что в надписи из Форума вполне могут иметься и аббревиатуры, значения которых мы не знаем, что еще больше затрудняет ее интерпретацию. В частности, есть гипотеза, что одна из букв M в надписи означает слово molta (классическое multa) — «штраф».
Упомянутый в надписи царь может быть не царем Древнего Рима. Как мы знаем, римляне были так недовольны своим седьмым царем Тарквинием Гордым, что после его свержения постановили новых царей не выбирать, а передали власть сенату и двум ежегодно избираемым консулам. Но римская религия включала в себя некоторые регулярные обряды, которые, по обычаю, должен был осуществлять только царь. Римляне решили эту проблему, учредив пожизненную должность «священного царя» (rex sacrorum) — особого жреца, на которого возложили эти обязанности. Мнения толкователей надписи с Форума с самого начала разошлись. Одни считали, что в ней упоминается кто-то из первых римских царей, другие полагали, что она говорит о священном царе.
Что же получается в итоге? Надпись описывает какие-то действия или права царя (или священного царя), а также кому-то грозит проклятьем или наказанием. Скорее всего, тому, кто осквернит святилище или проникнет на освященное место. Существует несколько попыток восстановления полного текста, но все они гадательны. Для примера приведем вариант, предложенный французским филологом Жоржем Дюмезилем:
«Тот, кто разобьет и повредит этот камень, да будет проклят (букв. посвящен Юпитеру). Кто запачкает этот камень, с того причитается пеня в 300 ассов… Штраф будет служить компенсацией для царя. Всякий раз, когда царь будет совершать священнодействие, те авгуры, которыми царь будет предводительствовать, пусть приказывают, чтобы их слуга-глашатай объявлял следующее: «Если кто-нибудь явится с упряжкой скота, то пусть распряжет скот (и не запрягает его) до тех пор, пока царь и авгуры шествуют, как подобает, в процессии. Если у какого-либо скота из чрева выпадет что-нибудь нечистое, и если оно не жидкое, то пусть это будет считаться нечестием, а если жидкое, то на основании доброй приметы пусть оно будет считаться чистым» (перевод цитируется по книге Е. В. Федоровой «Введение в латинскую эпиграфику»).
Что же касается всего святилища, то итальянский археолог Джанфранческо Гамуррини (1835–1923) предположил, что оно служило герооном Ромула. На двух прямоугольных постаментах лежали упомянутые в письменных источниках каменные львы, а перед символической могилой Ромула была стела с надписью. На площадке перед ней жрец совершал жертвоприношения Ромулу. По мнению Гамуррини, святилище было разрушено в 390 году до н. э., когда галлы во главе с Бренном разорили Рим и не смогли взять лишь укрепленный Капитолийский холм. После ухода галлов римляне провели очистительные обряды, засыпали разрушенное святилище землей и заложили черным мрамором.
Русский филолог-классик Василий Модестов (1839–1907) предложил уточнение к гипотезе Гамуррини. Он отметил, что обломки керамики, найденные под Черным камнем, датируются VII–VI веками до н. э., а керамики V века до н. э. там нет. Поэтому Модестов решил, что разрушение святилища произошло не при нашествии Бренна в 390 году до н. э., а в 508 году до н. э., когда Рим осаждал этрусский царь Порсена. В «Истории» Тацита есть даже упоминание, что Порсена на краткое время овладел городом, так что этруски вполне могли осквернить вражескую святыню.
Стоит упомянуть и другие версии, согласно которым остатки древнего святилища были скрыты под черным мрамором во время одной из реконструкций Форума: при Сулле или при Цезаре и Августе. Назначение святилища тоже остается неясным. Судя по всему, спустя некоторое время римляне забыли, что представляет собой эта священная площадка, поэтому в сообщениях более поздних историков наблюдается разнобой. Одни говорят, что рядом с Комицием находилась могила Ромула, другие — что там был похоронен приемный отец Ромула и Рема пастух Фаустул, по словам третьих, это была могила погибшего в войне римлян с сабинянами Гостия Гостилия, деда третьего римского царя Тула Гостилия. Возможно, это был вовсе не героон Ромула, а, например, храм бога Вулкана. Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях» (II. 50. 2-3; II. 54. 2) писал, что Ромул основал этот храм возле Форума у склона Капитолийского холма, а после одной из побед над соседями посвятил Вулкану медную колесницу из добычи и сделал надпись греческими буквами. Гипотезу о том, что под Черным камнем скрываются остатки храма Вулкана, выдвинул в 1983 году Филиппо Коарелли. Свидетельства в пользу этой версии находят в некоторых обломках, найденных под Черным камнем. Правда, Джакомо Бони отождествлял с храмом Вулкана другой объект, раскопанный им в сорока метрах к юго-западу от Черного камня. Часть современных археологов поддержала версию Коарелли, часть считает более вероятным мнение Бони.
Мы посвятили так много времени рассказу о Черном камне, поскольку нынешняя находка римских археологов располагается совсем рядом с ним. Более того, Джакомо Бони даже обнаружил тот самый саркофаг, о котором было объявлено теперь, и упомянул его в отчете, опубликованном в 1900 году. Там указывалось, что саркофаг и цилиндр из туфа находятся под останками древней лестницы, которая вела в Курию Юлия. «В 3,6 метра от ядра лестницы, прямоугольный туфовый ящик или емкость длиной 1,4 метра, шириной 0,7 метра и высотой 0,77 метра, перед которым поднимается цилиндрический ствол туфа 0,75 метра в диаметре. В ящике из туфа были галька, осколки крупных горшков, фрагменты глиняной посуды из Кампании, несколько створок раковин pectunculus и кусок гипса красного цвета», — писал Бони. Но в дальнейшем эта находка подробно не изучалась и была забыта.
Чертеж из книги Бони с отмеченным на нем «туфовым ящиком» перед Курией Юлия
Забвение связано с тем, что в 1930-х годах Муссолини организовал очередную реконструкцию Форума и, в частности, приказал археологу Альфонсо Бартоли воссоздать Курию Юлия в виде, максимально близком к первоначальному. При этом была построена новая лестница взамен разрушенной в древности, и саркофаг снова оказался под землей. Однако Бартоли позаботился о том, чтобы все древние объекты не были повреждены при строительстве, и укрепил свод новой лестницы кирпичной стеной для защиты находящихся под ней руин.
Вид на место, где был найден Черный камень, с воссозданной Бартоли лестницы Курии Юлия. Демонстрирует близость двух объектов. Фотография 2009 года
В 2019 году «ящик из туфа» в записях Бони привлек внимание археолога Патриции Фортини, работающей в Археологическом парке Колизея (в его территорию входит и Римский Форум). Фортини и ее коллеги сочли находку, которой пренебрегли 120 лет назад, важной, поскольку расположение ее свидетельствовало о древности, а соседство с Черным камнем — о потенциальной значимости для римлян.
В ноябре прошлого года были начаты раскопки. Археологи демонтировали лестницу Бартоли и возведенную им защитную стену. Под ними обнажились руины древней лестницы и фрагменты портика, который когда-то находился перед входом в Курию. Затем были заново найдены туфовые ящик и цилиндр. Оба они сделаны из добытого на месте капитолийского туфа, что косвенно подтверждает их древность. Со временем римляне перестали добывать строительный камень в городе. Туфовый ящик и цилиндр окружены с двух сторон блоками туфа, которые археологи считаются остатками стен гипогея — подземного святилища.
Вход в Курию после демонтажа лестницы Бартоли
Результат лазерного сканирования области перед входом в Курию Юлия, желтым выделена подземная камера с саркофагом
Вид на подземную камеру сверху
Как сообщает Альфонсина Руссо, археологи считают именно этот объект герооном Ромула. В этом они опираются на сообщение римского автора Марка Теренция Варрона (116–27 до н. э.), который писал, что гробница Ромула находится за Рострами. Археологи возобновят работы в конце апреля, причем теперь они намерены провести раскопки и под самим зданием Курии. Есть шанс, что новые находки позволят увереннее определить предназначение камеры и саркофага, а возможно, и понять, как они соотносятся с находками, сделанными под Черным камнем.