Ответственность за незаконную добычу полезных ископаемых
Согласно федеральному законодательству недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Положениями закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, пользование недрами может осуществляться только при наличии у хозяйствующего субъекта лицензии в виде государственного бланка, полученной в установленном порядке.
Исключением из данного правила является предусмотренная законом возможность добычи правообладателями земельных участков подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых, к которым в Приморском крае относятся, в частности, ракушка, торф, галька, и т.д.
К данному виду правомерного безлицензионного пользования недрами предъявляется ряд требований.
Во-первых, добыча в таком случае должна осуществляться определенными субъектами: собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами в границах используемых земельных участков.
Во-вторых, при данном виде добычи не допускается применение взрывных работ.
В-третьих, объем извлечения подземных вод не должен превышать 100 кубических метров в сутки из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.
Также необходимо учитывать, что использование добытых в таком порядке полезных ископаемых допускается только для собственных нужд, т.е. для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целей. Запрещено отчуждать или передавать такие полезные ископаемые и подземные воды от одного лица к другому.
Любое иное безлицензионное пользование недрами влечет административную, а в определенных случаях - уголовную ответственность.
Установлены особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020№ 438 определены особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются:
- причинение вреда жизни, здоровью граждан или угроза его причинения, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по согласованию с органами прокуратуры);- истечение срока исполнения ранее выданного предписания (по согласованию с органами прокуратуры);
- поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием конкретного лица, требование прокурора;
- поступление заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
- истечение срока исполнения предписания, влекущее возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
При осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, и некоммерческих организаций со среднесписочной численностью работников за 2019 год более 200 человек, помимо указанных проверок, проводятся плановые проверки, если их деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, 1 классу опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Выезд при проведении проверки только в случаях согласования органами прокуратуры либо возможность выезда предусмотрена поручениями поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованием прокурора.
По постановлениям Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры за нарушениезаконодательства при обращении с отработанными трубамипредприятие топливно-энергетического комплексапривлечено к административной ответственности в виде крупных денежных штрафов
Ранее прокуратура автономного округа информировала о выявлении в деятельности ООО «Газпром переработка» нарушений требований законодательства при обращении с отработанными стальными трубами нефте- и газопроводов в ходе капитального ремонта трубопровода – «Конденсатопровод Уренгой-Сургут 1 нитка».
В частности, в нарушение требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Обществом не обеспечена паспортизация и учет указанных отходов, допущено их образование в отсутствие утвержденных нормативов и лимитов на размещение, а также накопление свыше одиннадцати месяцев (хранение) на территории не предназначенной для этих целей.
В связи с выявленными нарушениями Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в отношении ООО «Газпром переработка» и его генерального директораГараева М.М. 10.02.2020 возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2, ч. 9, ст. 8.2 и ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанных дел должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора указанные лица 16.03.2020 привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 550 000 рублей. Постановления не вступили в законную силу.
По материалам Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры правоохранительными органами возбуждено 3 уголовных дела по фактам незаконной добычи водных биологических ресурсов с причинением особо крупного ущерба.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Нижнеобского территориального управления Росрыболовства, подразделения Управления Росгвардии по ЯНАО, ГКУ «Служба по охране биоресурсов ЯНАО» в период с 11.03.2020 по 14.03.2020 проведены выездные проверочные мероприятия по выявлению и пресечению фактов незаконной добычи водных биоресурсов в акватории Обской и Тазовской губ.
В ходе рейдовых мероприятийв Тазовской губевыявлено 3 факта незаконной добычи водных биологических ресурсов. Всего обнаружена установка 9 ставных подледных сетей изготовленных из мононити (лесковых сетей), запрещеных к применению, общей длинной 450 метров.
В браконьерские сети попали ценные виды рыб, в том числе добыча которых ограничена: 47 экземпляров муксуна; 1 - нельма; 355 - чир (щокур), а также пелядь (сырок) - 344 экземпляров.
В соответствии с действующими Правилами рыболовстваЗападно-Сибирского рыбохозяйственного бассейнавылов всех водных биоресурсов запрещен в Тазовской губе (по северному берегу от мыса Трехбугорный до устья реки Тота-Яха) в течении всего года.
На водных объектах Ямало-Ненецкого автономного округа повсеместно запрещен вылов нельмы и муксуна, а за пределами рыбопромысловых участков, запрещен вылов чира (щекура).
В связи с выявленными фактами браконьерства Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в правоохранительные органы направлено 3 материала для решения вопроса об уголовном преследовании.
25.03.2020 ОМВД России по Тазовскому району возбуждено 3 уголовных дела по ч. 3 ст. 256 УК РФ, то есть незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов с причинением особо крупного ущерба, ведется дознание.
Ямало-Ненецким природоохранным прокурором выявлены нарушения при проведении капитального ремонта магистрального газопровода в районе реки Надым.
Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при проведении ООО «Газпром трансгаз Югорск» работ по капитальному ремонту подводного перехода через реку Надым на трубопроводе Правохеттинского ЛПУ.
В ходе проверки сотрудником прокуратуры осмотрен участок проведения работ, которые осуществлялись силами привлечённой подряднойорганизацией ООО «Подводгазэнергосервис».
Установлено, что в нарушение требований ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»работы по капитальному ремонту подводной части трубопровода, осуществлялись с нарушением сроков согласованных Нижнеобским территориальным управлениемРосрыболовства.
Также в нарушение положений Лесного кодекса РФ ООО «Газпром трансгаз Югорск» и ООО «Подводгазэнергосервис» при проведении работ допущено самовольное занятие двух лесных участков, расположенных на землях Надымского участкового лесничества,на площади более 2,4 га с причинением ущерба в размере 205 610 рублей.
Кроме того ООО «Подводгазэнергосервис» использование лесного участка, расположенного на территории заказника «Надымский» для движения и стоянки механизированных транспортных средств осуществлялась в отсутствие необходимого разрешения, выдаваемого уполномоченным органом – Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
В связи с выявленными нарушениями в адреса руководителей предприятий 25.03.2020 внесены представления.
По иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора суд обязал предприятие рекультивировать лесной участок
По результатам проведённой Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки,в деятельности ООО «Уренгойгидромеханизация» выявлены нарушения требований законодательства о рекультивации земель при использовании арендованных лесных участков.
ООО «Уренгойгидромеханизация» с Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (далее также - Департамент, ДПРР ЯНАО) заключен договор аренды лесного участка под разработку карьера на ПК 1197 трассы а/д Сургут-Салехард,со сроком действиядо31.12.2016.
Вопреки требованиям гражданского и лесного законодательства рекультивация ООО «Уренгойгидромеханизация»нарушенного лесного участка после окончания действия договора не проведена, Департаменту указанный участок не передан.
Использование ООО «Уренгойгидромеханизация» лесных участков в отсутствие правоустанавливающих документов, включая действующие проекты освоения лесов, приводит к неконтролируемому воздействию на окружающую среду. Длительное непринятие мер по рекультивации нарушенных земель может привести к негативному изменению окружающей среды, которое влечет за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, процесс восстановления которых занимает достаточно длительный период времени.
Бездействие Общества по передаче лесного участка по акту приема-передачи арендодателю препятствует реализации прав собственника лесного участка по его использованию по назначению и распоряжению.
По выявленным нарушениям Ямало-Ненецким природоохранным прокурором генеральному директору ООО «Уренгойгидромеханизация» 22.10.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако нарушения закона не устранены.
В этой связи природоохранным прокурором 27.12.2019 в Лабытнангский городской суд направлено исковое заявление о возложении на ООО «Уренгойгидромеханизация» обязанности провести в бесснежный период 2020 года рекультивацию нарушенноголесного участка и сдатьего Департаменту.
Решением суда от 03.03.2020 требования природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме. Установлен контроль за исполнением решения суда.