Одним из первых вопросов на большой итоговой пресс-конференции Президента России Владимира Путина 19 декабря 2019 года был вопрос по экологии – по изменению климата и по поводу «мусорной реформы» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Не исключаю, что корреспондент 47news.ru Виктор Смирнов, задавший данный вопрос Президенту прочитал наш материал «Санкт-Петербург и Ленинградская область «горят» под мусорной реформой», опубликованный в газете «Общество и Экология», № 3 (203) от 20 марта 2019 года. Это был мощный ударный материал в виде интервью с уникальным специалистом председателем Российской общественной организации «Экологическое сообщество» (РОО «ЭКОС») Сергеем Эдуардовичем Санне.
Президент России В.В. Путин на пресс-конференции расставил все приоритеты и показал «главное направление удара» для того, чтобы решить наболевшую проблему:
— Основные решения в целом приняты, создан федеральный оператор, 200 с лишним региональных операторов, принята схема территориального планирования по этому вопросу. Чего, мне кажется, не хватает? Точно не хватает прямого общения с гражданами, как и где будут перерабатываться и захораниваться отходы. Конечно, мы должны совершенно точно избавиться от всяких серых схем и криминала и наводить элементарный порядок. Люди справедливо возмущены ростом тарифов, не было никогда отдельно строчки по бытовым отходам, теперь она появилась, нужно объяснять, откуда взялись эти цифры, нужно, чтобы все было прозрачно.
Так сказал Президент! И он, безусловно, прав! Почему? А как объяснить, что вторая столица пока не способна решить этот вопрос? На форуме «Экология большого города» были громкие заявления, но почему до сих пор нет конкретных действий?
Ещё чуть ранее Президент сказал, что нужно создавать «мусорную отрасль» по-новой, отстраивать её, привлекать кадры. Но, как показывает практика, специалисты, имеющие громадный многолетний опыт в этой сфере не привлекаются, в отрасль приходят те, у кого нет «ни кола, ни двора, ни знаний». Это беда для страны. Случайные люди могут угробить любое дело на корню.
Также специалисты говорят, что в Общественный совет нужно вводить не только представителей общественных организаций, но и представителей социально и экологически ответственного бизнеса, практиков, душой болеющих за Петербург.
На сегодняшний день остаётся много вопросов: почему было принято решение отложить реформу? Кто и как разрабатывает критерии «мусорной реформы»?
К слову сказать, синхронно с Президентом высказывала подобные мысли и наша газета «Общество и Экология» в марте 2019 года. Публикуем фрагмент беседы.
Вопрос: — Мусорная тема стратегически важна для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это касается и экологической безопасности в целом и здоровья населения. Я хотел задать острый вопрос об отношении бизнеса, чиновников и общественности, так как единства и общего взгляда на мусорную реформу среди этих разных социальных групп нет. Как найти общую стратегию, как сделать так, чтобы всем было в этом плане интересно?
Ответ Сергея Санне: — Я думаю, что на самом деле при проведении мусорной реформы нужно объединить интересы и рассматривать проведение мусорной реформы как реализацию бизнес — проекта. Успешным проведение реформы будет, если составить финансовую модель в рамках реформы как бизнес-проекта с вовлечением всех заинтересованных лиц, потому что мусор может и должен быть товаром. При таком подходе мы осуществим важные задачи: в первую очередь снизим негативное влияние на окружающую среду, разовьём экономические стимулы для бизнеса в этой важной отрасли, обеспечим новые рабочие места, популяризируем раздельный сбор среди нашего населения. Работа ведётся, но нет ясности в виде чётко сформулированного бизнес-плана на основании уже указанного соглашения между городом и областью, когда определены образуемые объёмы, куда и когда они едут, установлен контроль за этим процессом, отработаны шаблоны соглашений между исполнительной властью города и области с территориальными операторами, где прописаны все существенные условия этой важной темы и в первую очередь установлен тариф, который выгоден не только региональным операторам, но и другим игрокам рынка, в частности полигонам по размещению отходов, которые должны серьёзно материально подготовиться к новым правилам работы и реализации соглашений с регоператором. Тогда операторы, при объединении усилий всех заинтересованных лиц и своевременного раскрытия информации ответственными лицами, будут понимать заранее, какие инвестиции и на каких условиях необходимы в эту отрасль и станут важными партнёрами власти в проведении реформы. Тогда мы можем говорить о том, чтобы сделать отрасль инвестиционно привлекательной и говорить о создании отрасли «замкнутого цикла». Это важно потому, что есть инвесторы, которые готовы вкладывать значительные средства в эту отрасль, поднять её на новую высоту, начиная от повсеместного внедрения раздельного сбора и установки линий сортировки отходов, поскольку переработчики отходов заинтересованы в чистом мусоре для своих цехов, так как отходы, прошедшие полигонный цикл, теряют в цене. Мы видим, как активно расставляются контейнеры для сбора вторичного сырья на многих контейнерных площадках и в бизнес и торговых центрах. Люди постепенно привыкают к тому, чтобы складывать в эти контейнеры пластиковые бутылки, старую одежду, макулатуру. Исполнительной власти вместе с управляющими компаниями давно пора экономически стимулировать интерес жителей к раздельному сбору. Санкт-Петербург — европейский город и многие видят, что в Европе это давно практикуется. (…).
Наша Экогазета и далее будет внимательным образом изучать всё, что происходит в реализации национального проекта «Экология» и, в частности, мероприятия и действия по реализации «мусорной реформы».
Сергей Лисовский, главный редактор газеты «Общество и Экология»