Рыночная экономика нормально функционирует, если на ее результаты, будь то продукция или услуги, есть спрос со стороны предприятий и со стороны населения. На самом деле те меры, которые президентом были либо предложены, либо продлены, как, например, поддержка семей с детьми, — все это, безусловно, работает на выход того самого потребительского сектора услуги, товара и так далее. Потому что разовые выплаты реализуются гораздо быстрее, чем идет восстановление экономики. И с этой точки зрения подобного рода меры оправданы и нуждаются в поддержке.
Теперь о втором моменте, который имеет довольно интересные и неоднозначные последствия – это поддержка малого и среднего бизнеса. В одном из предыдущих выступлений президента было сказано о снижении тарифов социальных страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Еще в начале июня, когда корректировался бюджет Пенсионного фонда, стало понятно, что существенно вырастит трансферт из федерального бюджета. Пересмотр планов потребовался в связи с ожидаемым снижением поступлений от страховых взносов из-за кризиса и его влияния на зарплаты. В то же время уже объявлено, что с 1 января будут проиндексированы пенсии неработающим пенсионерам. И на это тоже требуется где-то взять деньги. И совершенно понятно, что эти средства будут взяты из федерального бюджета. Таким образом, в 2021 году на Пенсионный фонд придется около 20% всех федеральных расходов бюджета.
Что касается так называемой прогрессивной шкалы налогообложения. По моему глубокому убеждению, в том виде, в каком она предложена, она вовсе не является прогрессивной шкалой. Известно, что НДФЛ поступает в региональный бюджет, причем не целевым образом, налог просто обезличено идет на выполнение обязательств, принятых на себя региональным бюджетом. Поэтому в данном случае гораздо правильнее говорить, поскольку и президент это озвучил, что дополнительно полученные средства пойдут на лечение детей с орфанными заболеваниями. То есть это все-таки не прогрессивная шкала налогообложения, а налог на обеспеченных граждан, которые получают высокие доходы от занятости.
Если проводить какие-то исторические аналогии, то вспомним императора Петра I. При нем появилась такая должность, как прибыльщики, в задачу которых входило изобретать новые источники государственного дохода. Именно тогда появился гербовый сбор, пускай он и давал не слишком значительный доход — около 2% петровского бюджета. Тогда же появлялись вполне экзотические налоги, например, налог на бороду, на иноверческие свадьбы. Возвращаясь к сегодняшнему дню, можно сказать, что увеличение НДФЛ на доходы свыше 5 млн рублей – это попытка создать ресурсы в рамках социального государства и прямого отношения к понятию прогрессивной шкалы не имеет. В принципе же я данное решение поддерживаю, так как оно вполне разумно. Мы должны делиться и это значит, что мы остаемся социальным государством.
Выделение регионам 100 млрд рублей это, безусловно, эффективная мера. В этом, во-первых, я вижу увеличение рабочих мест. Дело в том, что многие виды экономической деятельности будут восстанавливаться очень медленно. Если же идет прямое финансирование, а президент говорил о дорожном строительстве, — то в первую очередь речь идет о рабочих местах, заработной плате, поддержке строительной отрасли и так далее. Поэтому в опосредованном виде это тоже поддержка рынка труда.
Send with Telegram