На прошедшей коллегии Счетной палаты РФ объявили о том, что меры, предпринятые в поддержку Северо-Кавказского федерального округа со стороны федерального центра, не принесли ожидаемых результатов, не обеспечили региону опережающих темпов социально-экономического развития. Субъекты округа все так же отстают от других регионов РФ по многим показателям, сообщили в пресс-службе СП.
В основном данный вывод прозвучал в выступлении аудитора СП РФ Светланы Орловой, «не удалось переломить тенденцию отставания по таким показателям, как уровень безработицы и темп роста реальных денежных доходов населения. Внутренний региональный продукт на душу населения по СКФО отстает от среднероссийского в 2,5 раза, не достигнуты показатели и по индексу промышленного производства и темпам роста жилищного строительства».
Орлова назвала одной из главных причин сложившейся ситуации тот фактор, что программа министерством развития Северного Кавказа подготовлена формально, в ней не проработаны специальные разделы госпрограмм, призванные решать вопросы опережающего развития приоритетной территории Северного Кавказа.
На коллегии было подчеркнуто, что в 2018 году для реализации госпрограмм на территории СКФО направлено 323,6 млрд рублей, из них 77% — из федерального бюджета. Рост финансирования в сравнении с 2017 годом составил 23,3%.
Далее Орлова проанализировала деятельность компании АО «Курорты Северного Кавказа», от которой государству одни убытки и никакой пользы. СП РФ посчитала убытки от деятельности АО, и вот к каким выводам пришла аудитор этого ведомства.
В деятельности руководства компании АО «КСК» найдена масса нарушений, приведшие к тому, что цели, поставленные перед этой структурой, не достигнуты.
С даты своего создания в 2010 году, АО «КСК» получила из федерального бюджета 41,4 млрд рублей, из которых (вдумайтесь) - 8,6 млрд рублей направлены на содержание самой компании, то есть почти 1.5 млрд рублей руководство структуры тратит на содержание аппарата. Свыше 20 млрд рублей из указанной суммы пошли на создание инфраструктуры особых экономических зон (ОЭЗ) на территории строящихся курортов туркластера на Северном Кавказе. Если учесть сдерживание либо полное отсутствие финансирования на ключевых курортах кластера, таких как Мамисон, Ведучи и др. то вполне напрашивается вывод – куда делись эти 20 млрд?
Дальше ещё интереснее: аудитор Счетной палаты Светлана Орлова сообщила о результатах проведения проверки целевого и результативного использования в 2018 и 2019 году средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал АО «Курорты Северного Кавказа» и на реализацию программы «Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе». Как установлено проверкой: «общество финансировало одни и те же объекты инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций», при этом сроки строительства объектов неоднократно переносились, менялся их состав и сметная стоимость. Эту фразу поймут немногие! Что значит КСК финансировало одни и те же объекты за счет бюджетных инвестиций? Может правильнее сказать объемы, а не объекты? То есть по факту оплачен определенный объем выполненных работ, после чего пересчитывают смету и объемы в сторону увеличения и вновь оплачивают тот же объект, но уже по возросшей стоимости. Если оплачивается разница в объемах – это надо обосновать, если оплачивается вновь объект в целом –это мошенничество чистой воды. Видимо это имела в виду Орлова, когда применила термин «объект»!
Отмечены также факты перераспределения средств между объектами инфраструктуры туркомплексов, связанные с несоблюдением сроков разработки документации и несвоевременным решением земельных вопросов. Эти нарушения затягивали сроки строительства курортов туркластера. Эта фраза также будет интересна строителям, в основном выполняющим функции надзора за строительством.
Что касается сферы госзакупок: компанией «КСК» были заключены 345 договоров закупки на 2,2 млрд рублей. При этом проверка показала, что 40% из них были вне конкурентные, а 59,7% и вовсе договоры с единственным поставщиком.
В своем выступлении на коллегии СП Светлана Орлова подчеркнула факт, что проверкой установлено - на протяжении последних трех лет организация работает с немалыми убытками. Только за 2018 году они составили 1,3 млрд рублей и несмотря на отрицательные результаты, компания свою финансовую политику не перестраивает в целях снижения затрат и экономии ресурсов.
Сделанный анализ деятельности и выводы Счетной палаты по итогам проверки дает основание утверждать, что система управления АО «КСК» требует совершенствования. «Для улучшения работы необходимо изучать мировой опыт в сфере туризма, а также привлекать к работе квалифицированные кадры».
В целом же работу АО «КСК» на коллегии СП признали неэффективной, читай - неудовлетворительной. Счетной палатой обнаружено, что целевые показатели 2018 года по росту турпотока и увеличению числа созданных рабочих мест, а также по прибыли не достигнуты.