Семена играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности всех стран, в развитии сельского хозяйства и крупных секторов его экономики. Мировая индустрия производства семян глобализирована, это обусловлено географической зональностью оптимального производства семян, ограниченными сроками посева и уборки урожая. Часто партия семян перемещается через несколько стран в процессе производства, переработки и фасовки, прежде чем она достигнет своего потребителя. Таким образом, глобальный кризис и ограничения на передвижение, вызванные пандемией COVID-19, введенные странами меры для защиты населения, могут ограничить производство, сертификацию и международную торговлю семенами.
Март, апрель и май являются критическими месяцами для посева яровых культур (кукурузы, подсолнечника, сои, рапса, яровой пшеницы и ячменя, овощей в открытом грунте и т. д.) в северном полушарии и озимых культур в южном полушарии. Большая часть семян для посева прибыли в свою конечную точку назначения до того, как были введены ограничения передвижения. Однако возникает вопрос, не повлияет ли ситуация негативно на производство и реализацию семян для следующего вегетационного сезона? Повышенные затраты на транспортировку, задержки на границах из-за мер безопасности и сокращения численности персонала может разрушить цепочки своевременных поставок семян. Это серьезно скажется на продовольственной безопасности в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Индустрия производства семян не может позволить себе этот риск. В связи с этим Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ответственная за работы по схемам сортовой сертификации семян для международной торговли, совместно с некоторыми государствами-членами организации провели оценку воздействия COVID-19 на семенной сектор и разработку предложений, обеспечивающих высокое качество производимых семян и беспрепятственную международную торговлю.
Секретариатом ОЭСР были посланы запросы о влиянии COVID-19. На них ответили представители 38 стран. При этом из 33 стран было сообщено о принятии изменений в рабочих схемах сертификации семян с марта 2020 года.
16 стран отметили, что COVID-19 остановил, замедлил или изменил порядок и объем работ по сертификации партий семян (внутренних или ОЭСР). Наиболее затронутыми видами деятельности являются лабораторное тестирование семян (14 стран), сокращение штатного расписания органов сертификации (12 стран), проведение полевой апробации посевов (8 стран) и пост-контроля (8 стран).
Семь стран рассматривают возможность приостановки или изменила требований сертификации семян из-за ограничений COVID-19. Только три страны отметили, что приостановка или адаптация процессов сертификации повлияет на экспорт в третьи страны. Ни одна страна еще не приостановила и не адаптировала импортные требования для партий семян.
15 стран отметили опасения своих семеноводческих компаний и считают полезным, если какие-либо ограничительные меры будут согласованы до их принятия, чтобы помочь поддерживать процессы сертификации сортов и международной торговли семенами. Возможная потеря контрактов с ключевыми ритейлерами создаст проблемы для семенного сектора
Анализ ситуации выявил некоторые ключевые проблемы и возможные решения.
1. Соблюдать правила и нормы, но адаптироваться. Различные страны ощущают воздействие COVID-19 по-разному, в зависимости от культуры и сезона, в котором они находятся (посев или сбор урожая). К счастью, во многих странах сельское хозяйство имеет статус «важнейшая» отрасли и компаниям разрешено продолжать свою деятельность, соблюдая правила социального дистанцирования. Страны адаптируются следующими путями:
• Внедрение кадровой ротации, чтобы ограничить число людей в офисах и лабораториях примерно до 50%. Страны также устанавливают процедуры и правила для поддержания социального дистанцирования, при нахождении в офисе. В некоторых странах люди, подверженные риску, работают на дому. Многие страны используют телеконференции, чтобы важные встречи продолжались.
• Ряд стран приостановили обучение, тестирование и аттестацию полевых апробаторов и аналитиков семян. Тем, чьи лицензии на эту работу истекли, планируется заочно продлить ее на год.
• Многие страны обеспечивают персонал специальными защитными средствами при проведении полевых инспекций. Некоторые страны делегируют полномочия на выполнение определенных процессов персоналу самих компаний. В таких случаях полномочия персонала лабораторий ограничены, и соответствующее уведомление должно появиться на этикетке партии семян.
• Если невозможно изготовить и распространить необходимые этикетки на упаковках семян, некоторые страны предоставляют сертификаты в качестве альтернативы этикетке.
• Если полевая апробация проведена, но невозможно провести отбор проб и тестирование семян до этапа маркировки, было предложено классифицировать семена как «окончательно не сертифицированные» для повторного тестирования в принимающей стране.
• Некоторые страны приостановили деятельность по сортоиспытанию или перенесли ее на другой сезон.
• Ряд стран поддерживают идею о том, что, в случае необходимости мер при дальнейшем развитии ситуации, Секретариат ОЭСР подготовит единое Руководство для согласованных ограничительных мер ОЭСР.
2. Коммуницировать и гармонизировать. ОЭСР работает вместе со своими странами-членами и другими международными организациями, чтобы поддержать семенной сектор в эти трудные времена. Коммуникация помогает обмениваться передовым опытом, а гармонизация мер между странами сглаживает трудные процессы. Примеры ниже:
• Ряд стран были в контакте и работали на двусторонней основе, чтобы обеспечить полное сотрудничество и понимание относительно проблем для сертификации, вызванных COVID-19. Они договорились, что в случае любого существенного отклонения от стандартных процессов ОЭСР, они будут уведомлять принимающую страну.
• Крупные региональные органы, такие, как MERCOSUR и ЕС, помогают разрабатывать скоординированные стратегии в ответ на COVID-19, способствующие торговле.
• Были высказаны опасения относительно возможности продолжения торговли между регионами. Например, «Нормы и стандарты ЕС» требуют официальных полевых инспекций для оригинальных и элитных партий семян. Некоторые страны считают, что были бы полезны проверки уполномоченными инспекторами полей в третьих странах.
• Даже те страны, которые не имеют большого сектора производства семян, признают важность проблемы и готовы поддержать гибкие решения в рамках существующей нормативной базы или временное отступление от правил и положений для содействия международной семенной торговле.
• Многие страны отдают приоритет сертификационным требованиям для экспорта над внутренними сертификационными требованиями, чтобы обеспечить развитие торговли.
3. Быть информированными и подготовленными. Поскольку ситуация постоянно меняется, важно получать точную, надежную и актуальную информацию. Непрерывная оценка ситуации поможет предвидеть потенциальные среднесрочные и долгосрочные последствия кризиса. Планирование и разработка стратегий на случай непредвиденных обстоятельств, означает, что проблемы могут быть выявлены на ранней стадии и решены быстро. Примеры ниже:
• Ряд стран обратился к Секретариату ОЭСР с просьбой провести еще один опрос через несколько недель, чтобы оценить, изменилась ли ситуация. Цель состоит в том, чтобы сохранять бдительность и продвигать торговлю семенами как можно более успешно.
• Ряд Национальных сертифицирующих органов проводят еженедельные встречи с соответствующими органами власти.
• Проводятся регулярные контакты органов по сертификации и лабораторий, чтобы понять их индивидуальную адаптацию в зависимости от обстоятельств в определенных регионах страны.
• Некоторые страны разработали планы рисков на случай непредвиденных обстоятельств будущем, если возрастут ограничения социального дистанцирования или возникнут другие проблемы.
• Идут регулярные контакты с производством, напрямую, либо через ассоциации на национальном и международном уровне, такие как Международная федерация семян (ISF) и Всемирная фермерская организация (WFO). Например, семеноводческие компании выразили обеспокоенность по поводу сокращения вариантов доставки семян и задержек в странах въезда. Они стремятся обеспечить своевременную отправку семян, поскольку планирование и логистика экспорта становятся более сложными. Некоторые страны и компании выразили озабоченность по поводу фитосанитарной сертификации. Если страна решит усилить свои фитосанитарные проверки на своих границах, провести дополнительный анализ семян может быть очень сложно.
• Некоторые страны уже согласны использовать семена, которые не отвечают всем требованиям внутренней сертификации, чтобы облегчить их доступ потребителям.
• Работа с цифровыми / онлайн-системами может облегчить преодоление ограничений социального дистанцирования. Страны, которые оцифровали ряд своих процессов сертификации, считают, что им легче работать и адаптироваться.
Выводы
Пандемия COVID-19 представляет значительные проблемы для мирового семенного сектора. Несмотря на это, в настоящее время страны все еще могут выполнять процессы сертификации семян, хотя некоторые виды деятельности были замедлены или сокращены.
Секретариат и Бюро ОЭСР рекомендуют продолжать сертификацию семян в рамках Правил и Положений, обеспечивая при этом большую гибкость процессов, чтобы перенаправить ресурсы на более важные виды деятельности.
На данный момент отрасль должна наращивать коммуникационные усилия и пытаться решать любые индивидуальные проблемы на двусторонней основе при поддержке координации со стороны Секретариата и Бюро ОЭСР. Отступление от правил и положений в настоящее время не требуется, однако работа по анализу ситуации будет продолжена еще одна анкета будет послана в мае 2020 года. При необходимости Секретариат ОЭСР будет работать вместе с официальными органами для разработки предлагаемых ограничительных мер.
(Подготовлено А.М.Малько, директором ФГБУ «Россельхозцентр», на основе оригинальных материалов Секретариата ОЭСР – Организации экономического сотрудничества и развития).