Bероятно, одной из важнейших тенденций XXI века стала масштабная цифровизация, вызванная радикальным удешевлением стоимости обработки, передачи и хранения информации при одновременным росте скоростей и объемов. Этот лавинообразный процесс выходит за рамки IT-отрасли и постепенно охватывает все на свете, формирует радикально новые бизнес-модели, видоизменяет формы и методы раcпространения и восприятия информации людьми.
Процессы цифровизации оказывают значительное влияние и на нас как на информационный сервис воздушного транспорта. За прошедшие годы нам удалось выстроить целостную систему информационного взаимодействия, которая охватывает всю отрасль гражданской авиации, а также ее партнеров и регулирующие органы. Широкий охват обеспечивают печатный деловой аналитический журнал "Авиатранспортное обозрение" и созданный на его основе в 2009 г. информационный портал ATO.ru, а конференции, проводимые компаниями ATO Events и Infomost Consulting, предоставляют возможность прямого профессионального общения.
Все больше людей предпочитают получать информацию в электронном виде, ежемесячно у нас на ATO.ru набирается более 150 тыс. читателей, а за год нас читают почти 1,5 млн человек — как в России, так и в сопредельных странах. Поэтому мы приняли решение с 2020 г. прекратить публикацию бумажного журнала и перейти полностью на электронный формат. Деловой авиационный портал ATO.ru не только сохранит бренд "Авиатранспортного обозрения", но и продолжит традицию публиковать наряду с новостями и аналитические материалы. Мы уверены, что в новом виде "Авиатранспортное обозрение" станет еще более актуальным и интересным ресурсом. Развитие цифрового формата также несет дополнительные возможности для рекламодателей и партнеров портала.
К преобразованиям в журнале мы приурочили и организационные изменения. Я рад представить в должности главного редактора электронного "Авиатранспортного обозрения" Артёма Кореняко, который отвечает за всю операционную деятельность ATO.ru. А я перехожу на позицию председателя редакционного совета обновленного инфосервиса; при этом существенная часть моей работы будет выполняться совместно с Алексеем Комаровым в рамках ATO Events и Infomost Consulting. По всем этим направлениям мы и дальше будем развивать систему информационного взаимодействия в гражданской авиации. А перемены в отрасли назревают существенные.
Нагляднее всего это заметно в системе дистрибуции авиаперевозок. Электронный билет уже воспринимается как незыблемая данность. Освоение стандарта NDC позволит обогатить и разнообразить предложения авиакомпаний всевозможными дополнительными услугами, приобретение которых упростится после освоения стандарта IATA One Order, а перспективы широкого внедрения биометрических систем и технологии IATA One ID дают возможность надеяться, что в ближайшее десятилетие мировая гражданская авиация избавится от одного из крупнейших нынешних кошмаров — многократной проверки документов в ходе воздушного путешествия. Безусловно, благодаря мобильным приложениям и мессенджер-ботам выйдет на новый уровень и взаимодействие пассажира с авиакомпаниями и аэропортами. И можно ожидать, что в течение десяти лет широкополосный Интернет на борту самолета станет практически бесплатной реальностью.
В неменьшей степени цифровизация преобразит и внутренние процессы в авиакомпании — в частности, все большее распространение получат электронные планшеты пилотов и бортпроводников, работа с большими данными позволит развивать предиктивное техническое обслуживание и оптимизировать множество аспектов деятельности авиакомпаний, аэропортов, провайдеров услуг по ТО и других участников цепочки создания добавленной стоимости в гражданской авиации.
А следующим, пока непредсказуемым изменением может стать радикальное перераспределение ролей между участниками этой цепочки и даже появление новых игроков. В других отраслях мы уже видим, как управление информацией вдруг оказывается важнее, чем владение материальным активом. Становится все интереснее.
С Новым годом, дорогие читатели!
Алексей Синицкий,
Председатель редакционного совета