Необходимость законодательного признания блогеров как СМИ

Опубликовано: 2022-03-14 10:08:00



28 февраля Роскомнадзор публично потребовал от компании Google запретить возможность создания рекламных кампаний в Google Ads, направленных на распространение недостоверных материалов в Рунете.

В новом столетии появились технологии, которые позволяют общественности обходить традиционные средства массовой информации для получения доступа к новостям, комментировать в режиме реального времени появляющиеся новостные сюжеты или сообщать собственную новостную информацию. Наиболее значимым, вероятно, является веблог, или "блог", представляющий собой расположенный в обратном хронологическом порядке список записей отдельного человека или группы людей. Хотя блоги могут использоваться теми, кто уже имеет доступ к СМИ, например, политики ведут блоги для убеждения или взаимодействия с избирателями, а журналисты ведут блоги, чтобы сообщать о быстро развивающихся событиях или своих собственных мнениях, существует элитная группа блогов "списка А", которые привлекают сотни тысяч читателей комментариями о политике, новостях или технологиях. Кроме того, многие любители ведут блоги о своей жизни или областях знаний, некоторые называют себя личными журналистами.

В продолжение этой новости руководитель репутационного агентства и автор одноименного телеграм-канала Екатерина Тулянкина (@katia_tulyankina) выступила с инициативой вернуть законопроект по регламентированию деятельности блогеров на территории РФ. Было показано, что блоги могут существенно изменить новости и оказать влияние в других ситуациях, что привело к предположению, что блоги могут вызвать широкомасштабные и фундаментальные изменения в журналистике. Ограничение большинства предыдущих исследований, однако, заключается в том, что они были сосредоточены на интересных тематических исследования. Это показало потенциал блогов, но не вероятность того, что дебаты в стиле блогов станут встроенным компонентом рутинного производства новостей и ценностей, что просто вынуждает нас подписать петицию о приравнивании блоггеров к СМИ.

Тулянкина привела статистику о блогерах в РФ, сославшись на данные AdinBlog. По ее словам, в 2021-м году в России активно работало 82 тыс блогов, которые заработали в сумме более шести миллиардов рублей. Деятельность блогеров не является прозрачной в России: большинство платежей за рекламу осуществляется транзакциями на карты физических лиц или посредством электронных денег. Чтобы оценить потенциал блогов для фундаментального изменения производства новостей, нам сначала нужно узнать больше о том, как они используются для участия в дебатах, связанных с новостями. Ключевой частью этого является определение типов новостей, которые, скорее всего, привлекут участие блогеров, и, следовательно, потенциальных областей их влияния. Предыдущие исследования блогов не проводили систематической оценки типов новостей, освещаемых в блогах, что является важным пробелом. Некоторое представление об интересах блогеров можно получить с помощью сайтов, которые сообщают о популярности отдельных тем или постов в блогах, но они не позволяют проводить систематические сравнения между новостными сюжетами, с которыми знакомятся блогеры, и темами, которые они выбирают для своих блогов.

В 2014-м году в РФ был принят Федеральный Закон №97, являющийся дополнением закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации". Данный закон предусматривал ведение реестра блогеров и регламентирование деятельности, наделяя их правами и обязанностями СМИ. В 2017-м году закон был отменен - утратил силу в связи с массовыми недовольствами, которые резонировали в обществе блогеров. Сейчас разворачивается массированная информационная война: лидеры мнений выступают против государства, популяризуют нацизм и риторику против России, против народа.

Екатерина Тулянкина в рамках своего ответа в поддержку борьбы с нацизмом создала петицию, в которой призывает гос.органы вернуться к узакониванию блогерской деятельности в части создания и распространения контента на сайтах с ежедневной аудиторией от трех тысяч пользователей. В одном из предыдущих исследований было проведено прямое сравнение объема новостных блогов с объемом обсуждений новостей на американских новостных сайтах. Однако оно сосредоточилось только на наиболее обсуждаемых темах. Удивительно, но объемы блогов и новостей по отдельным темам практически не показали корреляции с течением времени, несмотря на активное обсуждение схожих тем. Например, премьеры фильмов и телешоу активно обсуждались в новостях до премьеры, как часть маркетингового продвижения фильма, но основные обсуждения блоггеров происходили после того, как они имели возможность посмотреть фильм. Напротив, блогеры начали обсуждать годовщину терактов во Всемирном торговом центре заранее, в отличие от большинства интернет-газет.

В данном исследовании мы оцениваем объем сообщений блоггеров, который могут привлечь типичные новостные истории разных типов. Обратите внимание, что в данном случае исследуется влияние новостей на блогеров, хотя нас интересует влияние блогеров на новости. Причина такого выбора заключается в том, что мы считаем, что это позволит выявить темы, которыми интересуются блогеры, и что эти темы являются теми, на которые они могут оказывать влияние. Это практический шаг, потому что напрямую измерить влияние блогеров на новости сложно и, возможно, невозможно в больших масштабах. Результаты также могут помочь тем, кому необходимо понять, какие типы новостных историй привлекают интерес блогеров по коммерческим и политическим причинам. А вы поддерживаете призыв приравнять блогеров к СМИ с правами и обязанностями в соответствии с законами РФ, в том числе в части иностранного капитала, который поддерживает распространение и создание недостоверной информации, направленной на аудиторию граждан РФ?

Related posts