Пограничная служба России отмечает своё 102-летие
Совсем недавно Ачинский глинозёмный комбинат отметил свой полувековой юбилей. Но почему-то в череде праздничных мероприятий недостаточно отчётливо прозвучал тот факт, что предприятие, по сути, построили пограничники.
Тем более что в этом году отмечается 60 лет с тех пор, как в Ачинск приехал первый десант пограничников на строительство глинозёмного завода. Мы решили исправить эту несправедливость, и накануне очередной годовщины создания пограничных войск страны, который традиционно отмечается 28 мая, рассказать о тех, кто строил комбинат, и о роли, которую пограничники сыграли в жизни нашего города.
Пограничники – строители АГК
Во все времена служба на границе считалась престижной. Во-первых, потому что сам факт участия в охране рубежей Родины говорит о многом. Во-вторых, погранвойска – это ведомство ФСБ (ранее – КГБ), а значит, и отношение к таким солдатам особое. Никогда не приходилось слышать о дедовщине в погранвойсках – даже в самые смутные времена, вроде 90-х. В-третьих, пограничник – значит, физически подготовленный, морально устойчивый (да-да, был раньше в характеристиках такой пункт), ответственный и дисциплинированный.
Именно поэтому костяк коллектива строителей АГК составили демобилизованные пограничники. На то время пришлась и реформа Вооружённых сил – количество солдат было сильно сокращено, и всех нужно было обеспечить работой. Перед демобилизацией солдат агитировали отправиться на стройки страны – и они соглашались, иной раз приезжая даже целыми заставами. Так судьба многих парней оказалась связанной с Ачинском.
Осталось много снимков тех лет: солдаты сходят с поезда – вся привокзальная площадь была зелёной от фуражек! В руках – лишь чемоданчики с самым необходимым, а в глазах – надежда на то, что именно в этом городе их ждёт судьба. Что именно здесь многие повстречают своё счастье, сыграют комсомольскую свадьбу, начнут писать трудовую биографию. Что родители будут гордиться таким сыном!
Первый отряд пограничников прибыл на строительство комбината в сентябре 1960 года. Они сразу проявили свойственное пограничникам боевое братство: самостоятельно подбирали составы бригад, выбрали из своей среды бригадиров, установили режим быта в общежитиях, создали дружины по охране общественного порядка...
Сколько таких молодых ребят приехало в те годы в наш город… Николай Павлович Панин – один из них. Простой сельский парень из-под Ельца Липецкой области. За плечами – восемь неполных классов школы, учёба в школе механизации сельского хозяйства и работа трактористом в колхозе. Служил на Дунае и в Балаклаве, выучился на моториста, был командиром отделения. Накануне демобилизации приехали представители Красноярского края – агитировать на стройку КрАЗа и АГК. Пообещали выучить в школе рабочей молодёжи.
- Меня оставляли в группе правительственных катеров, сразу давали мичмана и катер на подводных крыльях, но я выбрал Сибирь, – говорит Николай Павлович. – Хотя на тот момент не имел никакого представления ни об алюминиевом производстве, ни о глинозёмном. Для меня было главное – возможность продолжить своё обучение.
И вот с запада – в Ачинск: поехали более 30 человек из одного дивизиона. Кто-то начал осваивать профессию строителя, кто-то – металлурга. В 1964 году Николай Павлович пришёл в опытный цех. Ступенька за ступенькой: слесарь, бригадир, руководитель участка в цехе гидрохимии, начальник цеха кальцинации и потом – директор цементного завода. На этой должности Панин отработал почти 20 лет.
- Уверен, что пограничник – хоть сухопутный, хоть морской, хоть лётчик – более дисциплинирован, чем представитель любого другого рода войск. Почему-то принято считать, что глинозёмный комбинат построили зэки, но я с этим категорически не согласен. Трудовой подвиг совершили именно пограничники. Это признавал даже министр цветной металлургии СССР Пётр Фадеевич Ломако. Именно пограничники благодаря своей ответственности, порядочности и добросовестности сформировали тот фундамент, на котором и по сей день твёрдо стоит комбинат.
Награда нашла героя
Постепенно пограничники осваивали гражданские специальности, росли, возглавляли крупные предприятия – именно благодаря своей закалке, необычайной силе воли, ответственности. Один из таких ярких примеров – бывший директор «СВЭМа» Виталий Сергеевич Шевченко, который, к сожалению, ушёл из жизни в прошлом году. Но многие до сих пор вспоминают: если к нему приходил устраиваться на работу пограничник – брал сразу, без лишних разговоров в отделе кадров. А сам очень любил порасспрашивать: где служил, как себя проявил.
А вот на железной дороге, так исторически сложилось, за это время сформировалось целое рабочее братство пограничников. Причина всё та же: ведь железная дорога – это ответственность, точность, взаимовыручка и дисциплинированность. Все эти качества вырабатываются именно во время службы на границе.
В числе пограничников-железнодорожников – Андрей Ерисов, который ныне является председателем ачинского филиала краевой общественной организации «Пограничник».
Андрей Викторович после школы поступил в Ачинскую дорожно-техническую школу, где готовили специалистов, обслуживающих железную дорогу. Не успел поработать и трёх месяцев, как призвали в погранвойска – это было в 1989 году.
- Честно говоря, я всегда мечтал стать пограничником, – признаётся Андрей Викторович. – И большинство наших поселковых ребят тоже служили на границе: на Шикотане, Сахалине, Кунашире, Камчатке, в Приморье, Забайкалье... Эта служба всегда считалась престижной. Отслужившие возвращались домой, много рассказывали. Разумеется, мы, пацаны, всегда слушали эти рассказы, раскрыв рот.
В 1989 году Андрей попал в Приморский край, в город Дальнереченск – это бывший город Иман, неподалёку от которого случился вооружённый советско-китайский конфликт на острове Даманский.
За время службы был награждён знаками «Отличник военно-морского флота», «Отличник погранвойск» II степени, командование неоднократно присылало родителям Андрея грамоты. Вернулся со службы, и вновь пришёл работать в локомотивное депо, где трудится и по сей день.
- Постепенно пришла мысль объединить всех воинов-пограничников – так появился ачинский филиал краевой общественной организации «Пограничник», который существует уже третий год. Потом обратились за помощью в краеведческий музей, и благодаря его сотрудникам собрали огромное количество материала об ачинцах-пограничниках. На данный момент в ачинском филиале «Пограничника» насчитывается 250 человек.
«Пограничник» активно сотрудничает с местным военкоматом, помогает ветеранам службы, проводит патриотические встречи и конкурсы для школьников, организовывает мероприятия на базе музея. Недавно, кстати, отметили 50-летие событий на острове Даманский, подготовив широкую экспозицию.
- Обычно 28 мая, в День пограничника, мы собирались на площади ДК. Поприветствуем друг друга, поговорим да и разойдёмся – кто по домам, кто на Чулым. Не было у нас такого места, где можно было бы провести торжественное собрание, почтить память тех, кого с нами уже нет.
И вот два года назад, на 100-летие погранслужбы, такое место появилось. Скинувшись, ребята установили памятник на площади 65-летия Победы – у «самолёта», как говорят в народе. Пограничный столб с гербом, флагштоки и чёрный мраморный камень, на котором выбито: «Граница священна и неприкосновенна». Изображение вертолёта, морского корабля и пограничника с собакой символизируют нерушимость границ с воздуха, воды и земли.
- Конечно, в Ачинске уже не осталось пограничников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Но есть ребята, прошедшие Афганистан, служившие на таджико-афганской границе. Вообще, стараемся, чтобы никто не остался незамеченным. К сожалению, нередки случаи, когда документы теряются или даже уничтожаются. Поэтому поднимаем все архивы, делаем запросы – вплоть до архива ФСБ, чтобы подтвердить факт службы. Были случаи, когда ребятам присваивали награды, но вручить по каким-то причинам не могли – мы восстанавливаем, так сказать, историческую справедливость. Бывает, что в военном билете забывают сделать надпись «Участник боевых действий» – с такими случаями тоже работаем.
Но самая, пожалуй, интересная история произошла с жителем Ястребово Николаем Ивановичем Масановым. 18-летним парнем он отправился служить на тот самый Дальнереченский погранотряд. Под пулями ему пришлось отстаивать Даманский от притязаний китайцев. А потом – хоронить сослуживцев… Но по какой-то причине его фамилия была в документах записана неправильно – «Масонов». И только благодаря «Пограничнику», поднявшему все архивы, и благодаря воспоминаниям тех, кто служил вместе с Николаем Ивановичем, недавно он получил удостоверение участника боевых действий, которые по статусу практически приравнены к участникам ВОВ. Ведь по сути это и была настоящая приграничная война.
«Назад! Назад!»
Александра Михайловича Ускова в Ачинске знают многие: на протяжении долгих лет он возглавлял угрозыск, был начальником ОБХСС и ГАИ, руководил Ачинским районным отделом милиции. Награждён самой высшей наградой, которую только можно заслужить на срочной службе: медалью «За отличие в охране государственной границы».
- Родился я в 1944 году в Ачинске, окончил школу. На последней призывной комиссии военком спрашивает: «Куда пойдёшь служить?» – «В пограничники!», – отвечаю. Родом я из семьи, где почти все мужчины служили в органах внутренних дел. А сколько хороших фильмов про пограничников тогда снимали! Наверное, отсюда тяга к погранслужбе и пошла.
Служил Александр Михайлович на советско-китайской границе, в части под названием «Отдельный контрольно-пропускной пункт «Забайкальск». Задача – охрана границы по двум флангам. Основное направление – железнодорожный транспорт: досмотр товарных и пассажирских поездов, оформление документов, его сопровождение до границы. Там поезд останавливался, наряд его покидал, и начиналась такая же процедура, но с китайской стороны.
- Однажды был случай: ночью приняли из Китая поезд, досмотрели его, я даю сигнал отправляться дальше, – вспоминает Александр Михайлович. – И в это время срабатывает сигнализация: прорыв границы на правом фланге, то есть за поездом! А состав тем временем уже набирает ход! Раздумывал недолго: нырнул под поезд и мигом оказался на другой стороне. Даю часовому сигнал ракетами «Прорыв тыла» и начинаю преследовать нарушителя границы. Даю осветительные ракеты, они постепенно кончаются. Догнал его практически в кромешной темноте. Тут и наши парни подоспели – скрутили нарушителя. При китайце были нож-финка и много денег.
Наутро, конечно, разборки: как, почему… А когда разобрались, дали мне десять дней отпуска и пообещали представить к правительственной награде. И действительно: через два месяца Указом президиума Верховного Совета наградили медалью «За отличие в охране государственной границы СССР».
Были и курьёзные случаи. Однажды загорелась сухая трава, и пограничники, увлекшись тушением (а тушили своими шинелями), не заметили, как перешли на чужую сторону. Смотрим – а там китайцы строем на нас идут, и тоже тушат огонь со своей стороны. В итоге все перемешались, заняты только одним: ликвидировать возгорание, иначе заполыхает вся степь. Слышим, наши кричат: «Назад! Назад!» Только тогда до нас дошло, что мы нарушили государственную границу. Но, к счастью, всё обошлось. Хотя небольшую стружку с меня для порядку сняли.
Что такое Родина
«Тот, кому пришлось служить на государственной границе, в душе остаётся пограничником навсегда», – уверен Николай Лосяков, в прошлом – милиционер, сейчас – известный ачинский предприниматель.
Николай Анатольевич проходил службу в 1981-1984 годах в пограничном отряде на Сахалине. Сначала попал в школу сержантского состава, через полгода окончил её с отличием. Поскольку не хватало офицеров, оставили учиться дальше – на границе не хватало офицеров. Поэтому только спустя восемь месяцев попал на заставу «Ясноморск».
Демобилизовался позже положенного срока из-за события, которое в эпоху холодной войны грозило стать началом серьёзного международного конфликта: в 1983 году над Сахалином был сбит корейский «Боинг 747», который нарушил воздушное пространство СССР. Президент США Рональд Рейган тогда заявил, что произошло «преступление против человечества, которое никогда не должно быть забыто».
- В те минуты я как раз принимал дежурство по заставе, обходил посты, – вспоминает Николай Анатольевич. – Погода – мерзкая: туман, переходящий в дождь. Вижу: в небе всполох, следом – раскат. Сразу понял: что-то случилось – грома при такой погоде быть не может. Буквально через несколько секунд – второй раскат. Вскоре узнал: сбили «Боинг». Буквально через час в этом районе, перед 20-мильной береговой зоной, собралась целая армада иностранных кораблей. Наши рыболовецкие суда быстро окружили участок, куда упали обломки самолёта. Потом подошли военные корабли, прилетела авиация. Целую неделю мы жили в окопах. К счастью, военного конфликта удалось избежать…
«В первую очередь служба в погранвойсках формирует чувство ответственности, – уверен Николай Анатольевич. – Но главное, что именно там приходит понимание, что такое Родина…».
Пограничное братство
Ачинский городской прокурор Сергей Иванов тоже проходил службу на Сахалине, в городе Невельске – с 83-го по 86-й. Как и Николай Лосяков, он также стал свидетелем падения «Боинга».
- Активное участие в этом не принимал, но хорошо помню, какая была шумиха – сразу приехали генералы, адмиралы, водолазы… Упал самолёт между Сахалином и островом Монерон, всего в 20 километрах от нашей воинской части. Именно наши корабли и перекрыли американцам подходы к месту падения. Когда водолазы достали обломки, они были складированы на территории нашей части. Хорошо помню, как вывозили ящики с остатками воздушного судна. Нам специально для этого выдали новую форму – весь процесс фотографировали иностранцы. Хоть и молодыми мы были, но общую напряжённость хорошо ощущали и понимали, что находимся на грани войны.
Свою службу Сергей Васильевич проходил в качестве водителя – до армии он успел получить права. Возил командира части: сначала – на УАЗике, потом – на «Волге».
Но поблажек никаких не давали – как и все солдаты, и матросы ездил на стрельбища, ходил в наряды, активно занимался физподготовкой.
- Это было очень интересно – постоянно мотались по командировкам. Потом, конечно, немного сожалел: служил моряком, но в море так и не сходил. Зато много занимался спортом: я пришёл с хорошей физической подготовкой, принимал участие во всех соревнованиях и занимал призовые места. Старослужащие, конечно, имели вес, но никакой дедовщины не было. Скорее, они были нам наставниками. Если днём не сходил на обед – вечером, что называется, огребёшься. Если отнесёшься к своим обязанностям спустя рукава – старшие товарищи быстро дадут понять, что ты неправ.
Два года назад Сергей Иванов съездил к местам службы. Побывал в своей части, поговорил с командиром. Несмотря на то, что прошло немало времени, и ворота, и казармы – те же самые. Хотя в 2007 году там произошло сильное землетрясение, и Невельск практически полностью был разрушен.
- Конечно, было интересно освежить в памяти события трёх лет службы, когда происходит становление характера. Считаю, что именно служба на границе помогла мне приобрести такие качества, как ответственность, отзывчивость, взаимовыручка. Если кому-то приходилось тяжело – помогали все; в этом и заключается наше пограничное братство.
С Днём пограничника!
28 мая – особенный день для тех, кто посвятил свою службу охране рубежей страны, кто твёрдо стоит на страже её интересов. Пограничники всегда были гордостью Вооружённых сил. А служба на границе – ответственна и почётна для любого мужчины.
Меняются времена, но пограничники по-прежнему следуют традициям верности Отечеству; по-прежнему чтят такие понятия, как честь и отвага. У нас говорят: «Бывших пограничников не бывает». Действительно, пограничник – это на всю жизнь. Пограничники, даже отслужив, остаются надёжной защитой государства, гарантией безопасности Родины, они продолжают патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Об этой службе я знаю не понаслышке. Знаю, насколько она трудна. Это судьба – всегда быть на передовой. Это верность воинскому долгу, твёрдость духа, готовность в любой момент дать отпор врагу, а если нужно – и жизнь отдать за то, чтобы страна могла спать спокойно под чистым мирным небом.
В День пограничника примите мои искренние пожелания здоровья, боевого духа, успехов на службе и в труде. Особая признательность – ветеранам пограничных войск, чья жизнь стала для нас примером доблести и героизма. Слава и почёт людям, которые днём и ночью берегут покой нашей родной страны!
Александр Ярлыков, директор Ачинского управления ООО АчМУ ОАО «СВЭМ»
(Старший лейтенант пгз «Чиндант» в/ч 2092 Хинганского Краснознамённого пограничного отряда)
Нравится