7 июля ректоры российских и иранских университетов обсудили достижения и перспективы образовательного и научного сотрудничества двух стран.
По сообщению портала «Научная Россия», открыл форум президент Российского союза ректоров, ректор МГУ, академик В.А. Садовничий, дополнительно представив своего сомодератора – президента Саммита ректоров ведущих университетов Ирана, ректора Тегеранского университета М.Н. Ахмадабади.
В торжественной речи В.А. Садовничий упомянул, что идея необходимости тесной кооперации университетов России и Ирана была высказана им во время визита в Иран российской делегации. Замысел был реализован спустя полгода, в 2015 году, когда Российский союз ректоров организовал на базе МГУ первый форум ректоров университетов Российской Федерации и Исламской Республики Иран, на котором было подписано соглашение о создании Ассоциации высших учебных заведений России и Ирана.
Перед началом июльского пленарного заседания выступили почётные гости форума — министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков, министр науки, исследований и технологий Исламской Республики Иран господин М. Голами, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Исламской республике Иран Л.С. Джагарян, чрезвычайный и полномочный посол Исламской республики Иран в Российской Федерации господин К. Джалали.
В.Н. Фальков отметил: «В последние годы, сотрудничество между Россией и Ираном в образовательной сфере развивается особенно эффективно, и надо сказать, что во многом благодаря атмосфере взаимопонимания и доверия в отношениях с иранскими коллегами».
По словам Фалькова, уже сейчас видны результаты сотрудничества. Разработанная ранее дорожная карта по продвижению русского языка в Иране поспособствовала увеличению студентов из Ирана в России. Гражданам Ирана ежегодно предоставляется возможность пройти обучение в самых лучших образовательных организациях России, в том числе за счёт средств федерального бюджета. В 2020 году на обучение граждан Исламской республики Иран выделено 90 квот. Наибольшее количество граждан Ирана обучаются в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РУДН, Казанском (Приволжском) федеральном университете, ПСПбГ медицинском университете им. И.П. Павлова.
Министр науки, исследований и технологий Исламской Республики Иран господин М. Голами также подтвердил желание продолжать сотрудничество с российскими университетами, в особенности в сфере публикаций, совместных проектов, учитывая, что нынешнее время как раз помогает посмотреть глубже на взаимные действия, активнее проработать все вопросы, и по окончанию эпидемии активнее приступить к их решению.
Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Исламской республике Иран Л.С. Джагарян уже в начале своего выступления выразил своё отношение к сотрудничеству в сфере образования между двумя странами: «Мы придаём особое значение нашему сотрудничеству в этой сфере, которая развивается так же успешно, как и многостороннее, взаимовыгодное российско-иранское стратегическое партнёрство в политической, экономической или гуманитарной областях. И я хочу сказать, что Российская Федерация, и, насколько понимаем, Исламская Республика Иран, настроены решительно продвигаться вперёд и выполнять те обязательства, которые мы на себя берём в рамках такого сотрудничества». Особую роль этого взаимодействия играют вузы, как отметил Л.С. Джагарян.
Чрезвычайный и полномочный посол Исламской республики Иран в Российской Федерации господин К. Джалали отметил, если умы двух стран объединяются, значит две страны объединяются. Для развития отношений двух стран необходимо налаживать сотрудничество не только в политических, военных сферах, но и в культуре, образовании. «Лучший язык для сближения двух стран – язык науки, язык образования» — утверждает К.Джалали.
Во время работы форума прозвучали доклады ректоров российских и иранских университетов. Начал выступления В.А. Садовничий, обращаясь к знаменательным событиям развития российско-иранского сотрудничества в образовании, моментам, которые были обсуждены на предыдущих форумах, роли изучения языков для выстраивания межкультурного диалога, о двусторонних молодёжных проектах и возрастающей численности иранских студентов в вузах России.
«Численность иранских студентов в России с каждым годом неуклонно растет. За три года она увеличилась более, чем в 4 раза. Наиболее популярные направления подготовки иранских студентов — это «Стоматология», «Лечебное дело», «Информатика и вычислительная техника», «Политические науки и регионоведение»» — рассказал В.А. Садовничий.
«Сверяли часы» по действующим проектам и делились планами по новым и другие ректоры, как российских, так и иранских вузов. Всего за время работы форума было сделано 19 докладов. Завершили форум модераторы, высоко оценив результаты ректоров вузов по налаживанию сотрудничества между странами, что стало возможным в том числе благодаря работе форума и развитию дружественных отношений его участников. В дальнейшем, планируется собрать с участников форума предложения, обработать и издать соответствующие материалы и документы. Как комментирует В.А. Садовничий, уже к настоящему моменту была проделана большая работа, а новый план будет дополнительно стимулировать дальнейшее развитие сотрудничества.
Портал «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с отдельными выступлениями ректоров-участников состоявшегося Форума.
Так, спикер Казанского федерального университета (КФУ) Ильшат Гафуров отметил, что КФУ рассматривает научно-образовательное сотрудничество с Ираном как важное направление своей международной деятельности.
«В рамках востоковедческого направления Казанский университет всегда активно проводил исследования в регионе Ближнего Востока. Эти традиции сегодня продолжает наш Институт международных отношений, реализуя в настоящее время совместно с Мешхедским университетом имени Фирдоуси проект по изучению персидских манускриптов, хранящихся в архивах Казанского университета и Национальном архиве Республики Татарстан», — рассказал Гафуров участникам конференции.
Также он напомнил о созданном в 2008 году на базе Казанского университета Центре иранистики. Данный центр был сформирован при поддержке Генерального консульства Исламской Республики Иран в Казани и является своеобразным культурно-образовательным хабом, способствующим расширению межкультурного диалога между Россией и Ираном. В партнерстве с Фондом Саади и Культурным Представительством при посольстве Ирана в России данный Центр проводит курсы персидского языка, организует лекции иранских ученых, представителей культуры и общественных деятелей, организует различные выставки, концерты и другие просветительские мероприятия по истории, культуре, традициям Ирана и других персоязычных народов.
В настоящее время у КФУ насчитывается 10 иранских вузов-партнеров. Одним из основных направлений развития сотрудничества между ними и университетом Ильшат Гафуров назвал проведение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру научных направлений, включая теоретическую физику, астрономию, математику, химическую инженерию, медицину, экологию, лингвистику и педагогику.
«Подтверждением активного и плодотворного научного партнерства за последние пять лет являются 66 совместных публикаций в ведущих рецензируемых научных журналах и 10 совместных проектов в области спектроскопии, спинтроники, магнитооптики и магнитоплазмоники, оптической томографии мозга и оптогенетики», — сообщил ректор Казанского университета.
Отдельно Гафуров отметил проект Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, реализуемый совместно с университетом Тарбиат Модарес и Технологическим университетом имени Шарифа в области облагораживания нефти и природных битумов, моделирования разработки месторождений и создания нанокомпозиционных материалов.
Сегодня Казанский федеральный университет также готов предложить иранским коллегам участие в новых прорывных образовательных и научных проектах, связанных с широким внедрением цифровых технологий. В частности, вуз достаточно далеко продвинулся в разработке и создании беспилотных автомобилей (прежде всего грузовых), что является вызовом для многих исследовательских и конструкторских групп.
Кроме того, по мнению ректора Казанского федерального университета, можно усилить взаимодействие в совместном поиске антивирусных лекарственных средств, учитывая успехи иранских ученых в области разработки лекарственных препаратов.
В завершение выступления Ильшат Гафуров подчеркнул, что Казанский университет является одним из лидеров по экспорту образовательных услуг. В этой связи КФУ готов к активному привлечению студентов и слушателей из Исламской Республики Иран на образовательные программы и курсы, в том числе в онлайн-формате. На сегодняшний день в университете на всех формах обучаются порядка 120 иранских студентов.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета им Петра Великого Андрей Рудской, выступая с докладом, подчеркнул, что в партнерстве важно исходить из национальных интересов обеих стран, ставить задачи межгосударственного развития, используя накопленный опыт и привлекая дополнительные ресурсы для поддержки совместной деятельности. Андрей Иванович отметил, что традиционно драйвером сотрудничества между университетами России и Ирана была академическая мобильность: иранские студенты стабильно проявляют большой интерес как к программам бакалавриата и магистратуры, так и к краткосрочным программам, например, крупнейшей в России Международной политехнической летней школы. Интенсивно идет и сотрудничество преподавателей СПбПУ и университетов Ирана: в 2019 году в Политехе в качестве приглашенных профессоров работали 11 преподавателей из этой страны.
«От лица Политехнического университета я предлагаю инициировать и запустить на государственном уровне двусторонние российско-иранские программы поддержки студенческой мобильности и работы приглашенных профессоров, опираясь на международный и европейский опыт. Такая специальная программа позволила бы нашим странам учесть региональные и национальные интересы для поддержки и развития мобильности, в том числе по целевым направлениям подготовки, одинаково важным для наших стран: энергетике, энергомашиностроению, цифровым технологиям, технической физике», – заявил ректор СПбПУ, подчеркнув, что Политех может предложить иранским коллегам запуск комплексных междисциплинарных специализированных программ подготовки инженерной элиты, повышения квалификации специалистов, совместную проектную деятельность, производственную практику и стажировки на площадках Центра НТИ и партнеров по Консорциуму ТехНет.
Инициатива Андрея Рудского вызвала одобрение участников форума. Президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий поблагодарил ректора СПбПУ за выступление и назвал Политех «ведущим политехническим университетом не только России, но и всего мира».
От лица Российского университета дружбы народов в работе Форума приняла участие проректор по международной деятельности Лариса Ивановна Ефремова.
Она сообщила, что граждане Ирана принимаются на обучение в РУДН с 1960 года. В силу политической ситуации, сложившейся в стране, прием иранских граждан был приостановлен с конца 80-х годов по 1999 год. За период с 1965 г. по 2020 г. количество выпускников из Ирана составило более 150 человек. Сегодня в РУДН обучается 241 студент из Ирана.
РУДН развивает межвузовское сотрудничество со следующими иранскими вузами: Иранский институт аэрокосмических исследований, Технологический университет им. К. Н. Туси, Иранский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, Тегеранский университет, Университет имени Алламе Табатабаи, Университет исламских исследований Мазахеб, Мешхедский университет им. А. Фирдоуси. В рамках совместных образовательных программ из вузов-партнёров Ирана в РУДН поступило в 2018 г. 5 студентов из Технологического университета им. Насир ад-Дина, в 2019 г. 5 студентов из Тегеранского университета; в 2020 г. 3 студента из Технологического университета им. К.Н. Туси.
РУДН активно взаимодействует с образовательными учреждениями Ирана в контексте совместных научных проектов. Совместно с Академией Наук Исламской республики Иран в 2017 г. был реализован грант «Синтез биологически активных гетероциклов с использованием мультикомпонентных протоколов: изучение различных нанокатализаторов для оптимизации условий реакций». В 2020 г. был реализован совместный грант «Применение лекарственных растений и их экстрактов для улучшения показателей роста, иммунитета и устойчивости к болезням у рыб» совместно с Университетом Тегерана, Горганским университетом сельскохозяйственных наук и природных ресурсов с Иранским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства.
Между РУДН и Университетом исламских исследования Мазахеб планируется создание Центра межвузовского сотрудничества с целью координации связей в области образования российских и иранских вузов, а также вузов близлежащих регионов.
Также следует привести фрагменты выступлений представителей иранской стороны на Форуме ректоров. В числе участников мероприятия был бывший посол Ирана в России, а ныне Старший советник главы МИД Ирана Мехди Санаи.
В своём выступлении, которые приводит Агентство ИРНА, он отметил, что академическое сотрудничество является одним из столпов ирано-российских отношений. Отношения между научными кругами и научной элитой стран очень важны, так как помогают сторонам лучше понять друг друга, считает Мехди Санаи.
Он также заявил, что прошло пять лет с момента создания Союза университетов Ирана и России. Поэтому сегодня имеется необходимость оценить исполнение меморандумов и документов, которые были подписаны. «Союз добился больших успехов, но продолжение и интенсификация его работы требуют переоценки. Некоторые университеты были более активными, и поэтому положительные примеры должны быть особо подчеркнуты», — сказал Санаи. Что касается влияния коронавируса, то бывший посол отметил в качестве положительного аспекта то обстоятельство, что коронавирус показал, как можно совместно работать без личных встреч. «Опыт многочисленных вебинаров показывает, что иногда общение облегчается, а стоимость проезда, проживания и формальностей экономится», — указал он.
25Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
- Ещё
- Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)