Интернет вещей в России: реалии и перспективы

Опубликовано: 2020-02-05 03:06:11



Интернет сегодня объединяет не только (и не столько) людей, но и вещи. Причем так успешно, что эти вещи могут взаимодействовать друг с другом и с внешней средой уже без участия человека – посредством специальных меток (радиочастотных, двумерных матричных и иных) и считывающих эти метки устройств, объединенных в большей или меньшей мере глобальные сети.

Интернет вещей, припомнил журнал «Сноб», изобрел в 1999 году Кевин Эштон, работавший тогда на Procter&Gamble. Именно Эштону пришла в голову идея наклеить на все единицы продукции радиочастотные метки с тем, чтобы потом отслеживать их движение на складах, на транспорте, в магазинах и т.д., вплоть до кассы и конечного покупателя. Сначала маркирование продукции взяли на вооружение специалисты по логистике и транспорту, но впоследствии эту идею успешно применили к учету расхода ресурсов, сельскохозяйственной индустрии и даже медицине.

Конечно, на пути цифровой маркировки встречается немало препятствий. В частности, интернет вещей вынужден противостоять угрозам кибер-безопасности, справляться с несовместимостью технологических платформ, разработчики которых не сразу задумались о технологических стандартах. К этому стоит прибавить и слабость нормативно-правовой базы, об укреплении которой задумались тоже, увы, не сразу. Но все же интернет вещей активно развивается, в т.ч. и в нашей стране. В частности, в 2018 году Центром развития перспективных технологий была разработана система цифровой маркировки товаров «Честный знак», перспективность которой государство оценило настолько, что создало государственно-частное партнерство с ЦРПТ по внедрению обязательной цифровой маркировки для отдельных видов товаров. На сегодняшний день в обязательном порядке она применяется для табачных изделий и некоторых видов лекарственных препаратов, однако в ближайшем будущем охватит весь рынок лекарственных средств, а в дальнейшем распространится на все основные виды потребительских товаров.

Related posts