Пандемия изменила многие сферы привычной жизни людей, в том числе культурные. Исполнительный директор компании по фестивальному продвижению фильмов «CinePromo» Елена Коржаева рассказала «АртМосковии» о том, что в настоящее время происходит в сфере кино.
– Что происходит в условиях пандемии на рынке киноиндустрии короткого метра?
– Мы в пандемию не верим и просто работаем дальше: за время карантина мы успели провести множество удачных ютуб-премьер короткометражных фильмов, в том числе совместно с нашими партнерами «Искусством кино», Кино-Театр.ру, «Киноафишей» и пр., получили ряд фестивальных селекций и наград, включая крупные смотры, домонтировали несколько интервью с представителями российской кино- и телеиндустрии и даже записали 2 скайп-сессии о ковид-ситуации в США и Беларуси, заключили очередные договора с различными VOD-платформами и каналами, заинтересованными в коротком метре.
– Вы успешно занимаетесь продвижением режиссеров, расскажите подробнее, это только фестивали?
– Нет, не только. Сейчас фестивалей не всегда достаточно, и нужно пробовать другие инструменты, в том числе позволяющие монетизировать короткий метр: ютуб-продвижение, PR, кинотеатральный прокат, VOD-платформы, продажи на телеканалы (даже если это очень символические деньги или вообще бесплатно).
– Есть ли у вас какой-то отбор в выборе тех, кого вы продвигаете?
– К сожалению, мы берем не всё: прежде всего, мы стараемся не обнадеживать авторов, обещая им Каннский фестиваль и Санденс вместо более реалистичного сценария. Также со многими фестивальными отборщиками и кураторами мы работаем напрямую и не можем предоставлять им низкопробный контент.
– Сейчас многие мероприятия отложены и отменены, что происходит с кинофестивалями? Многие перешли на онлайн-формат?
– Нет, немногие. Конечно, были те, которые (психанули) и отменились или прошли онлайн в марте – апреле, изрядно попортив дистрибьюционные перспективы фильмов, отобранных в их программы, но в основном смотры переносились на лето и осень, какие-то состоялись офлайн уже в конце апреля – мае. В Беларуси вообще почти ничего не стопилось. А сколько полезных и не очень зумов мы успели провести во время карантина?!
Локарно и Каннский фестиваль, традиционно задающие кинотренды, заявили об абсолютной невозможности проведения в 2020. Последний частично анонсировал программу, состоялись ютуб-показы его конкурсного короткого метра (и это, скорее, плюс), также, вероятно, часть Каннской программы мы увидим в рамках других крупных смотров уже на больших экранах.
Сейчас ситуация с фестивальным движением постепенно нормализуется, и офлайн-смотры (как правило, европейские) всё чаще публикуют расписание кинотеатральных показов. Разумеется, о поездках за рубеж, которые являются важной составляющей продвижения фильма и налаживания индустриальных связей, еще говорить рано в связи с общемировыми локдаунами, но есть и хорошие новости: обязательно будут Короче, Кинотавр, Телемания, фестивали в Крыму и Питере; мы также очень ждем Московский Международный фестиваль и Венецию.
– Давайте немного поговорим о цифрах. Многие начинающие талантливые люди не обладают большими средствами. Какая минимальная сумма должна быть для того, чтобы позволить себе взносы на значимые кинофестивали?
– Продвижение короткого метра нужно закладывать в производственную смету с самого начала, чтобы не оказаться в пресловутой ситуации, когда фильм готов, а финансов на дальнейшее не осталось – всё «съели» условные цветокор и звук.
Даже если вы не планируете работать с фестивальными агентами, вам в любом случае придется выделить суммы на оформление ПУ, без которого любые публичные показы на территории РФ являются нелегальными (кроме фестивалей, которые вошли в реестр Минкульта), профессиональные субтитры (не делайте самостоятельно, это всегда получается плохо, и ваши усилия по взаимодействию с зарубежным рынком стремительно идут в трубу эконом-класса), взносы (сейчас 99,9% фестивалей платные – от 2 – 15 долларов и выше), создание постера и DCP-копии. Полезно подумать о PR и онлайн-премьере – это тоже очень мощные инструменты продвижения вашего авторского портфолио.
– Что происходит после достижения определенного количества наград? Куда идет режиссер дальше?
– У каждого фильма – своя история, и у каждого режиссера – тоже свой путь.
Иногда всё решает не количество фестивальных селекций и наград, а их качество. Иногда – нет: сколько участников Каннского фестиваля или Берлинале погружались в профессиональное небытие или уходили из профессии?!
Многое зависит от личных усилий авторов. Важно не бросать, если ничего не получается, возрождаться из пепла, как мифологический феникс, пробовать новые инструменты продвижения, ездить на важные смотры, даже если фильм не попал в их конкурсные программы, находить возможности знакомиться и общаться с коллегами, смотреть то, что делают другие.
– Как бы вы охарактеризовали профессиональное состояние молодых российских специалистов?
– Я бы сказала так: визуальная часть почти всегда на высоком уровне, содержательная – на три с плюсом. Вероятно, молодым российским авторам (особенно это касается регионального кино) не достает начитанности, насмотренности или времени отрефлексировать своё высказывание. Возможно, это норма: «гений — редкость среди талантов».
Вместе с тем, появились Кантемир Балагов, Кира Коваленко, Владимир Битоков – призеры и участники крупнейших мировых смотров. Я уверена, скоро заявят о себе в полном метре Хава Мухиева, Юлия Трофимова, Ольга Дибцева – их короткометражные фильмы стали фестивальными хитами в 2018 – 2020. Огромное число режиссеров, еще недавно дебютировавших в короткометражном формате, сейчас снимают качественное коммерческое кино и сериалы: Илья Аксенов («Мир! Дружба! Жвачка!»), Байбулат Батуллин («Большая игра», «Чума»), Даша Чаруша («Марафон желаний»), Алексей Нужный («Ольга», «Я худею», «Толя-робот») и пр. Упорство и талант пробивают самые толстые стены!
Фото из лично архива Елены КОРЖАЕВОЙ
Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.