Дюраг как артефакт черной культуры


Вы, наверняка, не раз видели своего любимого хип-хоп исполнителя или спортсмена с необычной повязкой на голове. Этот аксессуар носит название дюраг. Но откуда он взялся и для чего вообще нужен? 

Дюраг — это своего рода бандана, являющаяся частью культурной иконографии черной общины. Его используют для того, чтобы после расчесывания кудри не становились пушистыми. В результате волосы на голове принимают вид однородных волн. Дюраг также не дает афрокосам завиться и сохраняет локоны в чистоте. Однако это далеко не единственное и не самое главное его назначение — он выступает как символ уличного менталитета и является данью традициям.

Дюраг — краткая история аксессуара

История дюрага берет начало в 19 веке. Изначально он считался головным убором рабов и бедных афроамериканских рабочих, который к тому же позволял маркировать низший класс. Однако в 1930-е годы, в эпоху Великой депрессии и Гарлемского ренессанса, люди узнали о преимуществах дюрага и стали носить его для сохранения прически. Позже, в 1960-х, во времена зарождения движения «Black Power», он стал негласным символом чернокожих. Они сделали головной убор не просто атрибутом, необходимым в практических целях, но и украшением. Тогда его начали носить представители практически всех профессий.

50 Cent, JAY-Z и Eminem

С течением времени дюраг потерял свое очарование. Но в 1979 году бренд So Many Waves, основанный Уильямом Дауди, начал активную пропаганду этого аксессуара. И вот уже в 1990-х и начале 2000-х годов повязка стала широко популярна. Рэпер Cam’Ron выступал на музыкальном шоу Rap City в розовом дюраге, надетом под панаму. Такие известные исполнители, как 50 Cent, Eminem и JAY-Z тоже распространяли этот образ, сочетая дюраг с костюмом, джинсами и трикотажными изделиями, а также нося их под кепками. Разнообразные способы, которыми они завязывали дюраг, были свидетельством его универсальности и функциональности.

Популярность дюрага 

Криминализация дюрага как средства самоидентификации чернокожих

В 1619-1865 годах, во времена господствования в США системы рабовладения, большинство пленных были чернокожими, насильно вывезенными из Африки. Украденные из своих земель черные люди больше не обладали правами на свое тело, идентичность, семью и свободу и были криминализированы. Пережитки рабства заложили основу для актов дискриминации, с которыми и сегодня сталкиваются чернокожие люди. Так, современные афроамериканские или черные гетто стали синонимом преступности, социальных проблем, бедности и политической бесправности. 

View this post on Instagram

@jswirll said he only uses So Many Waves to hold down his 360s ! We see you swimming ‍♂️‍♂️ ! • • • #360waves #waves #wavesonspin #waves #waveshair #waveshairstyle #wavecap #durag #dippin #spinnin #swirl #swirllife #naturehair #curls #waves

A post shared by So Many Waves by RAZAC (@somanywaves_official) on Jun 25, 2019 at 11:53am PDT

Одновременно с криминализацией чернокожих происходило и сдерживание попыток их самореализации — в форме подавления гражданских протестов, проявлений в музыке и моде. С появлением хип-хопа как ядра выражения черной молодежи дюраг стал модным заявлением. Несмотря на очевидное практическое применение банданы, черные мужчины, носящие дюраг, считались и до сих пор часто воспринимаются как преступники или представители низшего класса.

Запрет дюрага в НФЛ

В статье GQ 2017 года Брайан Джозеф писал, что история дюрага имеет сходство с тиньоном, который носили креолы (потомки африканских рабов). В конце 1700-х годов в Новом Орлеане был издан указ, требовавший, чтобы черные женщины прикрывали свои головы повязками и не привлекали внимание к своей внешности. Точно так же в 2001 году Национальная Футбольная Лига (НФЛ) запретила игрокам носить дюраги и банданы под шлемами, если только это не было медицинской необходимостью. У многих участников НФЛ это вызвало возмущение, в особенности у афроамериканских игроков, которые восприняли запрет как удар по их интересам и принципам. НФЛ, в свою очередь, утверждал, что основным намерением было установление единого дресс-кода. Однако решение казалось скорее расистским, поскольку дюраг, в основном, носили чернокожие игроки. 

Джаким Грант из команды НФЛ «Майами Долфинс»

В 2005 году, примерно тогда, когда баскетболист Аллен Айверсон стал носить дюраг на площадке, представляя тем самым свою культуру, НБА последовал примеру НФЛ и также ввел запрет на ношение этого головного убора.

Дюраг в социальных сетях и моде

Несмотря на тернистый путь внедрения этого аксессуара в массовую культуру, на сегодняшний день наследие дюрага все еще живет. В июне 2018 года Джозеф Хеден провел первый в мире фестиваль Durag Fest в городе Шарлотт в штате Северная Каролина, организовав специальное пространство, где собрал дюраги всех цветов и размеров. Видео молодых чернокожих парней и девушек, создающих волновые прически, стали в интернете вирусными. Каждый участник демонстрационно развязывал свой дюраг на камеру, чтобы показать волны, скрывающиеся под ним. Благодаря социальным сетям появилось пространство для демонстрации дюрага как части традиции черной культуры без всякого негативного контекста.

View this post on Instagram

Really excited to share the Durag collection we been working on. All designed in luxury fabrics here in NYC. #durag #DUyou [website in bio] #DubyRenJett

A post shared by DÜ by Ren Jett (@dubyrenjett) on Aug 25, 2017 at 10:33am PDT

В инстаграме появилось большое количество брендов, выпускающих дюраг. С помощью разнообразного дизайна компании переосмыслили идентичность чернокожих людей. Dü by Ren Jett использует яркие клетчатые и цветочные узоры, чтобы передать идею людей, носящих их дизайны. Бренд одежды L’Enchanteur, основанный в Бруклине, представляет дюраги в красочных принтах, сохраняя при этом брутальную атмосферу. Его банданы, сшитые из денима, бархата и шелка, рассчитаны на то, чтобы прослужить сотни лет, как реликвии, передаваемые из поколения в поколение.

Коллекция Rick Owens Fall/Winter 2014 Menswear

Модельер Рик Оуэнс в своей коллекции Rick Owens Fall/Winter 2014 Menswear представил целую палитру разнообразных дюрагов, которые были надеты на белых моделей. Японский стритвир-бренд BAPE также выпустил несколько повязок в рамках линейки Fall/Winter 2019 «ABC CAMO». Дюраги были выполнены в камуфляжном стиле и представлены в розовом, синем, зеленом и черном цветах.

Популяризация дюрага среди знаменитостей

В течение последних нескольких лет знаменитости также вносят свой вклад для возвращения дюрага в моду. Если раньше человека, надевшего дюраг, было тяжело представить в светской компании, то теперь их можно встретить в тех местах, где люди в дюраге когда-то были нежеланными гостями. В 2014 году на премии CFDA Рианна надела отделанный кристаллами Swarovski дюраг, который соответствовал роскошному платью Adam Selman. В тот вечер она показала, что этот головной убор может выглядеть элегантно. Кроме того, он был прекрасной деталью, завершающей теперь уже знаковый образ. Два года спустя во время своего выступления в рамках VMA исполнительница снова надела дюраг, а также украсила ими свою коллекцию Fenty х Puma Spring/Summer 2017.

Слева: Соланж на Met Gala 2018. Справа: Рианна на CFDA 2014

В 2018 году на церемонии Met Gala Соланж предстала с плетеным нимбом, под который был надет черный дюраг с длинным шлейфом. На краю головного убора была надпись: «Мой Бог носит дюраг». Это публичное заявление окончательно возвело дюраг в статус священных предметов.  

Музыкальное видео «Jewelry» исполнителя Blood Orange бросило вызов негативным представлениям, связанным с черными мужчинами, носящими дюраги. Blood Orange, который сам почти всегда носит дюраг, танцует в мирном одиночестве в парке, иллюстрируя непринужденную мужественность. Тем временем ангел с дюрагом из слоновой кости вылезает из окна пассажирского сиденья, вызывая в воображении образы бесчисленных чернокожих мужчин, убитых полицией в своих же собственных автомобилях. Здесь дюраг дает отпор сомнительным стереотипам, которые были построены вокруг него. 

Beyoncé совместно со своим мужем JAY-Z в музыкальном клипе на песню «Apeshit» изобразили женщин в струящихся белых дюрагах сидящими под картиной Жака-Луи Давида «Портрет мадам Рекамье». Видео заставляло зрителя задуматься о том, что в культурных пространствах чернокожие люди практически не встречаются, и о том, как общество определяет, кто считается достойным войти в подобное помещение.

В течение долгого времени дюраг, как и многие другие элементы стиля и традиции черных людей, воспринимался массовым обществом как что-то преступное и примитивное. Но теперь чернокожее общество ведет борьбу, чтобы вернуть дюраг в моду и изменить представление о нем. Сегодня в искусстве, музыке и моде дюраги воспринимаются как символ диаспоры и идентичности, а также как дань традиции, которую следует уважать.

 

Узнайте также, какие женские айтемы 2019 года стали самыми популярными

Advertisement
Похожие новости