Активисты Бюро расследований ОНФ «За честные закупки» приступили к системной проверке фельдшерско-акушерских пунктов на предмет качества выполненных работ, честности конкурентных процедур при их проведении. Эксперты начали осуществлять выезды по составленной ранее карте ФАПов. Антирейтинг наиболее проблемных объектов (а также районы и регионы, в которых они обнаружены) будет озвучен на всю страну. Задачу контролировать, как по всей стране создаются фельдшерско-акушерские пункты, Народному фронту поставил Президент после того, как ознакомился с безрадостными данными о состоянии дел в этой области.
Приведем ключевые данные. По планам на 2019 год в России должно было быть создано 350 ФАПов, а до 2024 года – 1550 ФАПов. Нацпроектом подразумевается не просто возведение «бытовки» на краю деревни (хотя зачастую так и получается), ФАПы должны заработать, начать приносить пользу людям в качестве первичного звена медицины, т.е в них необходимо трудоустроить как минимум одного фельдшера, у которого должен быть минимальный набор технических средств диагностирования и лечения. Поэтому только на цели строительства ФАПов на федеральном уровне выделено 1,9 млрд рублей.
Бюро расследований ОНФ «ЗА честные закупки» будет следить за тем, как эти деньги вкладываются. По данным Народного фронта, 450 ФАПов взяты «на карандаш». Их условно разделили на три группы: 324 ФАПа – это поставка готовых модулей, 109 ФАПов – это возводимые объекты по стандартным строительным технологиям, еще в 17 ведется ремонт готовых помещений под ФАП.
– По итогам нашего первого анализа можно сказать, что отсутствует какой-либо системный подход в выполнении этой задачи нацпроекта, – говорит координатор проекта Бюро расследований ОНФ «ЗА честные закупки», депутат Государственной Думы Антон Гетта. – На региональном уровне мы во многих случаях видим ограничение конкуренции при закупке и поставке ФАП. Большинство состоявшихся торгов по ФАПам прошли без конкуренции. Есть основания подозревать здесь наличие сговоров. В данный момент проводим анализ таких закупок совместно с Федеральной антимонопольной службой.
Статистика:
41% закупок проведен с одним участником, а 54% – со снижением начальной цены всего до 1,5%, не более. Более того, обнаружено 154 ФАПа, на торгах по которым не было ни конкуренции, ни снижения.
В большинстве случаев нет никакой взаимосвязи между площадью ФАПа и численностью населения
– Так, при почти одинаковой численности населения в поселке Ромашки Волгоградской области и селе Ухтинка площадь отличается почти в два раза, – поясняет Антон Гетта. – И таких примеров десятки: необходимо разобраться в этом вопросе – соотношение площади и цены. К примеру, в Волгоградской области цена установки ФАПа составляет 102 тыс. за квадратный метр, в Якутии – 77 тыс. (что практически совпадает с нормативом Минстроя), а в Иркутской области – превышает в два раза! Также мы зафиксировали абсолютно минимальную цену на этом рынке – 16 тыс. рублей за квадратный метр. Пока нельзя однозначно сделать вывод о завышении цены. В данный момент эксперты Народного фронта в регионах проводят визуальный мониторинг этих ФАПов. Если объект стоимостью 102 тыс. за квадратный метр окажется гораздо лучше для людей с точки зрения комфорта и оснащенности, чем аналогичный объект по цене 16 тыс. за квадратный метр, то мы, конечно же, никаких претензий не предъявим. Но если вдруг выяснится, что одни и те же ФАПы (как у нас когда-то было с детскими садами) в разы отличаются по соотношению цена/качество, мы начнем проводить расследования совместно с ФАС и задавать дополнительные вопросы.
Для многих людей первая крупная инвестиция государства в их жизнь – это строительство ФАПа. В отдаленных регионах такие инвестиции в социальную инфраструктуру осуществляются, возможно, в первый раз за последние 20 лет. Вместе с Бюро расследований ОНФ «ЗА честные закупки» «ЦЗ» продолжит следить за антикоррупционной работой экспертов по данному вопросу.
Автор Артем Сериков