Жан-Пьер Мельвилль – немного забытая, но все еще значимая фигура в мировом и, в частности, французском кино. К сожалению, он рано скончался: возможно, именно поэтому его известность не успела избежать забвения. Мария Михайлова рассказывает о последнем фильме мастера – «Шпик».
Ален Делон и Катрин Денев – в этом фильме снялся один из самых узнаваемых в мире кинематографических тандемов. Безусловно, уже сам этот факт способен заинтересовать зрителя, который хоть сколько-нибудь знаком с французским кино. К таланту актеров, действительно, претензий нет – что очевидно. Но получился ли сам фильм таким очевидно хорошим? Это уже вопрос спорный.
Кадр из фильма «Шпик»
«Шпик» — классическая французская «полицейская» картина. По сюжету, служителю закона, которого играет Ален Делон, предстоит раскрыть сразу два дела. Первое – ограбление и похищение большой суммы денег. Второе – наркоторговля, поскольку похищенные деньги предназначались для расплаты за крупную партию запрещенных веществ. Главный герой – амбициозный полицейский: он уверен, что с его интеллектом, связями и поддержкой близких людей он быстро раскроет это дело. Однако, чем дальше он продвигается, тем больше узнает о тех, кого знал и кому доверял. Даже его девушка Кати (Катрин Денев), оказывается, ведет двойную жизнь и скрывает от возлюбленного нечто очень важное.
Кадр из фильма «Шпик»
История, которую рассказывает зрителям режиссер, довольно проста. Но главное – она выписана очень по-французски. Немного абсурда: план похищения денег выстроен на интуиции грабителей (они угадали, когда смотритель вдруг решит ненадолго вздремнуть). Неотвратимый любовный треугольник и каноничный «секретный сад», который один партнер скрывает от другого. И, конечно, непременная изящность, которая ощущается и в общей атмосфере, и в актерской игре (ну разве могли исполнители главных ролей поставить себя как-то иначе?). Но получилось ли у режиссера что-то большее, чем фильм, удачно использующий все классические приемы французского кино 1970-х? Вряд ли: скорее, это фильм для фанатов, тех, кто ценит именно такую стилистику, особо уважает именно этих актеров и в целом любит криминальное кино в такой подаче. Поражающих воображение уникальностей от «Шпика» ждать не стоит, но в силу своего возраста он уже успел достичь зрелости и стать ретро-классикой – а любители прощают ей многое.
Кадр из фильма «Шпик»
С визуальной точки зрения, впрочем, фильм еще способен удивить: картинка выдержана в холодных голубоватых тонах, которые смотрятся оригинально и даже свежо. Но, на самом деле, это не новый ход: Жан-Пьер Мельвилль уже использовал такую цветокоррекцию в картине «Самурай» (где, кстати, тоже снялся Ален Делон, но уже в роли бандита). Тем не менее, тягучая, туманная атмосфера, окутывающая «Шпик» смотрится как нельзя кстати. Вряд ли можно придумать более подходящий антураж для картины, где полицейский пытается поймать неуловимых преступников, а его близкие играют с ним в нечестные игры. Можно даже утверждать, что режиссер ловко обыграл классический жанр «нуар», сделав его скорее грустным, чем мрачным, французским, а не американским.
Кадр из фильма «Шпик»
Немного жаль, что именно «Шпик» стал последним фильмом Мельвилля. Это качественное, стильное кино с безупречным кастом и музыкой (например, в титрах звучит песня Шарля Азнавура в исполнении Изабель Обре). Но его нельзя назвать лебединой песней режиссера – это не лучшая его работа. При этом она не подает признаков того, что ее создатель уже исчерпал свой талант. Потому «Шпик» оставляет двоякое чувство – легкой грусти и неудовлетворенности.
Download Best WordPress Themes Free DownloadPremium WordPress Themes DownloadPremium WordPress Themes DownloadDownload WordPress Themes Freelynda course free downloaddownload karbonn firmwareDownload Nulled WordPress Themesfree download udemy paid course